Сорокина К.О. Финансовое планирование в компании // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №5. – С. 162-166.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОМПАНИИ

 

К.О. Сорокина, магистр

Финансовый университет при Правительстве РФ

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В данной статье проводится обзор основных этапов финансового планирования компании как компонента системы планирования, а соответственно, части управления предприятием. Также в статье описываются основные уровни стратегическое, текущее и оперативное финансовое планирование. Особо акцентируется внимание на формы, разрабатываемые планы на ограниченные периоды времени, которые присущи каждому уровню. При изучении темы был сделан вывод об актуальности и необходимости использования системы финансового планирования компании для ее успешного функционирования.

Ключевые слова: финансовое планирование, перспективное (стратегическое) финансовое планирование, текущее финансовое планирование, оперативное финансовое планирование, финансовый план.

 

 

В наше время рост рыночной экономики и наличие высокой конкуренции повышают роль и актуальность процесса планирования для хозяйствующего субъекта. Для чего необходимо планирование? Оно необходимо для того, чтобы возможно было заранее предвидеть ситуации, которые могут неблагоприятно отразиться на деятельности предприятия, предусмотреть возможные риски и провести конкретные мероприятия по их снижению. Процесс планирования способствует возможности согласовать текущую деятельность компании, образовав тем самым систему, поддерживающую эффективное функционирование предприятия. Основной элемент системы планирования это финансовое планирование. Оно является составной частью всего процесса планирования и соответственно управленческого процесса.

Процесс финансового планирования разделяется на несколько этапов. Первый этап представляет собой анализ финансовых показателей за предыдущий период. Для этого необходимы основные финансовые документы предприятия: бухгалтерский баланс, отчеты о движениях денежных средств и отчеты о прибылях и убытках [1]. Перечисленные документы играют огромную роль в финансовом планировании, потому что содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей предприятия и служат фундаментом для построения прогноза данных документов.

Баланс компании входит в список документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой первого этапа планирования. В западных странах при проведении финансового планирования используется внутренний баланс, в состав которого входит более достоверная информация для пользования внутри компании. Внешний баланс составляется для определенных целей (создание резервного капитала, налогообложение и т. д.) и обычно иллюстрирует уменьшение размеров прибыли.

Второй этап состоит из основных прогнозных документов: движение наличности, отчет о прибылях и убытках, прогноз баланса, которые относятся к финансовым планам и входят в структуру бизнес-плана предприятия [2].

Третий этап необходим для уточнения и конкретизации показателей прогнозных документов с помощью составления текущих финансовых планов.

Финансовое планирование завершается практическим внедрением финансовых планов и контролем процесса их выполнения.

Основным инструментом финансового планирования является финансовый план компании. Он может иметь разную форму представления, а также разное значение в зависимости от характера, объекта и промежутка планирования. Финансовый план обеспечивает взаимодействие доходов и расходов в соответствии со связью показателей развития и финансовыми ресурсами компании.

Финансовое планирование состоит из трех подсистем:

 стратегическое финансовое планирование;

 текущее финансовое планирование;

 оперативное финансовое планирование

Каждой подсистеме соответствуют определенные формы финансовых планов и промежутки времени, на которые делятся эти планы. Все уровни финансового планирования тесно взаимосвязаны и осуществляются в определенной последовательности.

Важную роль в финансовом планировании играет промежуток времени, в котором происходит оценка финансовых показателей предприятия. Согласно этому критерию классификации, планирование бывает долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным (годовые планы, кварталы, месяцы и декады).

Долгосрочное планирование представляет собой планирование в длительном промежутке времени: от трех до десяти и более лет. Такими периодами разрабатываются стратегические планы развития компании. Долгосрочное планирование соответствует привлечению долгосрочных источников финансирования и представляется в виде инвестиционного проекта. Однако долгосрочное и стратегическое планирование понятия не идентичные. В условиях рыночной экономики стратегическое планирование бывает долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.

Стратегическое планирование помогает обеспечению состояния платежеспособности и экономической устойчивости компании. На этапе стратегического планирования выделяются главные показатели развития компании, основные цели и способы, а также пути достижения. Такие планы разрабатываются с перспективой в будущее, на несколько лет и могут конкретизироваться в процессе реализации основных задач.

В процессе стратегического планирования на предприятии происходит разработка трех основных документов:

1. Прогноз отчета о прибылях и убытках фиксирует величину прибыли в следующем периоде.

2. Прогноз баланса показывает четкую картину финансового равновесия компании.

3. Прогноз движения денежных средств, благодаря которому происходит движение денежных средств в рамках основной, инвестиционной и финансовой деятельности компании.

Система прогнозирования в компании представляет собой самую сложную из рассматриваемых систем. Прогнозирование финансовой деятельности нацелено на формирование стратегии компании. Финансовая стратегиясистема долгосрочных целей компании, которая формируется исходя из финансовой направленности и эффективных путей достижения поставленных целей. Финансовая стратегия представляет собой часть общей стратегии экономического развития предприятия. В более широком смысле под финансовой стратегией понимается основной план действий по привлечению денежных средств в компанию, включая управление капиталом, налоговый менеджмент, оптимизацию основных и оборотных средств.

Разрабатывая финансовые планы на длительный период, менеджер применяет математические, статистические, а также другие методы прогнозирования будущих ситуаций. Однако принимать во внимание только выводы прогноза не следует, так как долгосрочные программы обладают низкой точностью. Кроме того, прогнозы не всегда предсказывают нестандартный поворот событий. Также прогноз, который основан на вероятных событиях, уже не актуален после первого маловероятного события, в результате чего предприятие вынуждено разрабатывать новый финансовый план. Таким образом, на раннем этапе разработки финансового плана следует использовать ситуационный анализ.

На сегодняшний период времени стратегическое планирование проблемная область. Это обусловлено экономической ситуацией в стране, где условия часто меняются. Следует отметить, что перспективное планирование не рассматривают ввиду большого количества неотложных задач, которые нужно решить в компании. Однако, акцентируясь на решении текущих проблем, нужно определять пути развития компании, главные цели и приоритеты.

После разработки направлений развития компании следует осуществление текущего финансового планирования. Текущее планирование производится на краткосрочные и среднесрочные периоды времени.

В процессе планирования происходит конкретизация и обобщение каждого направления распределения денежных средств с источниками их привлечения и эффективностью. Этот этап особенно важен для компании: проводятся анализ и корректировка отдельных моментов финансовой деятельности. Далее на этом же этапе формируются конкретные виды текущих планов, позволяющие компании произвести оценку финансового положения на окончание планируемого периода времени, сформировать структуру активов и капитала в конце планируемого периода, структуру доходов и расходов и обеспечить постоянную платежеспособность.

Основными предпосылками для разработки финансового плана в компании являются:

 запланированные объемы производства и реализации продукции;

 финансовая политика по конкретным областям финансовой деятельности компании;

 финансовая стратегия финансовой деятельности на будущий период;

 действующая система ставок налоговых выплат;

 средние ставки процентов на финансовом рынке;

 итоги финансового анализа за предыдущий период.

Результатом формирования текущих планов являются такие документы, как план отчета о прибылях и убытках и балансовый план и план движения денежных средств.

В течение того, как происходит финансовое планирование, для составления документов необходимо четко определить количество будущих продаж. Прогнозирование объема продаж помогает отразить влияние цен реализуемой продукции и объемов производства на финансовые потоки компании. План отчета о прибылях и убытках формируется на основании прогноза объема продаж. Он показывает процент прибыли в будущем периоде. Итогом является план бухгалтерского баланса, который направлен на формирование изменений отдельных типов активов, структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости компании в будущем.

Также происходит составление кредитного плана, который состоит из поступлений и возврата средств займа в установленные сроки, плана вложений капитала, а также пути погашения кредитов и процентов. Если компания занимается другими видами деятельности, то она формирует финансовый план непрофильной деятельности, учитывая доходы, расходы и получаемую по ней прибыль. Рекомендуется разработка плана обеспечения ликвидности, который сформирует необходимый резерв ликвидных средств, который считается путем суммы прибыли компании и ликвидных средств.

Завершающая часть системы финансового планирования оперативное планирование. Основной его задачей является разработка тактических планов на краткосрочный период времени, направленный на достижение поставленных целей компании (например, план закупки материалов) [3]. Разработка оперативных финансовых планов помогает эффективно использовать все ресурсы компании (собственные и заемные) при условии осуществления производства в заданные сроки [4]. Оперативное планирование глубоко раскрывает оперативный денежный оборот компании, поступление и расходование денежных средств по четким календарным датам, обычно на будущий месяц. Это способствует управлению денежными потоками с учетом сформировавшейся конъектуры рынка и появляющихся обстоятельств.

Оперативное финансовое планирование включает в себя формирование и доведение до исполнителей бюджетов, платежного календаря и кассового плана, а также других форм плановых заданий по основным аспектам финансовой деятельности. Кроме этого, финансовое планирование подразумевает эффективное управление оборонным капиталом: денежными средствами, ликвидными ценными бумагами и дебиторской задолженностью, а также кредиторской задолженностью на основании отбора альтернатив в рамках утвержденного финансового бюджета.

В компании готовится несколько вариантов финансового плана, который зависит от изменения тех или иных параметров. Кроме этого, в процессе формирования плана необходимо учитывать существование ограничений, которые встают на пути у предприятия, а именно: критерии рынка по объему, структуре и качеству продукции, экологические требования.

Финансовый план представляет собой сложную структуру и содержание. Для того, чтобы грамотно составить его, необходимы взаимодействие и слаженная работа разных подразделений предприятия. Если компания разработала только один финансовый план, то эффективное финансовое планирование невозможно.

Система финансового планирования используется во всех сферах деятельности компании и представляет собой сложный процесс, который требует серьезной и качественной подготовки.

В наше время руководители большинства российских компаний, особенно в малом бизнесе, не акцентируют необходимого внимания на постановке финансового планирования. Если компания будет планомерно двигаться и выполнять поставленные задачи на каждом этапе и уровне финансового планирования (стратегическом, текущем и оперативном), то это будет являться фундаментом для ее процветания. В настоящий момент финансовое планирование является не просто возможным, а обязательным элементом управления.

 

Библиографический список

1. Бородина Е.И., Голикова Ю.С., Колчина Н.В., Смирнова З.М. Финансы предприятий: учеб. пособие /; под ред. Е.И. Бородиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. 208 с.

2. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 3-е изд. М.: Дело и сервис, 2001. — 304 с.

3. Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии. М.: ИНФРА-М, 2001. — 176 с.

4. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 2003. — 656 с.

5. Финансы и кредит: учеб. пособие / под ред. A.M. Ковалёвой. М.: Финансы и статистика, 2003. — 511 с.

6. Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия. — М.: Дело и сервис, 2005. 432 с.

7. Составление бизнес-плана: нормы и рекомендации. М.: Книга сервис, 2012. 346 с.

8. Черняк В.З. Бизнес-планирование: учебник для вузов. — М. ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 470 с.

9. Бочаров В.В. Финансовое моделирование. СПб.: Питер, 2000. 208 с.

10. Баринов В.А. Бизнес-планирование: учеб.пособие. М.: Форум, 2013. 256 c.

11. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: учебник / М.И. Бухалков. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 411 c.

12. Либерман И.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие. М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2010. 205 c.

13. Янковская В.В. Планирование на предприятии: учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 425 c.

14. Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2012. 639 c.

 

 

FINANCIAL PLANNING IN THE COMPANY

 

K.O. Sorokina, graduate student

Financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

 

Abstract. This article provides an overview of the main stages of the financial planning of the company, as a component of the planning system, and accordingly, part of enterprise management. The article also describes the basic levels — strategic, operational and current financial planning. Special attention is focused on the form, Pipeline plans for limited periods of time that are inherent to each level. In studying the topic was concluded that the relevance and need for the company’s financial planning system for its successful operation.

Keywords: financial planning, perspective (strategic) financial planning, the current financial planning, efficient financial planning, fi-nancial plan.