Типнер, Л. М. Факторы успеха конверсии предприятий оборонно-промышленного комплекса / Л. М. Типнер, А. Д. Мурукина. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 177-182.

ФАКТОРЫ УСПЕХА КОНВЕРСИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 

Л.М. Типнер, канд. экон. наук, доцент

А.Д. Мурукина, магистрант

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

(Россия, г. Екатеринбург)

 

Аннотация. В условиях сокращения гособоронзаказа перед российскими предприятиями ОПК на государственном уровне поставлена задача увеличения доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения. При этом отсутствие опыта работы военных предприятий в условиях рынка является значительной проблемой для конверсионного перехода. В сложившейся ситуации необходима тщательная подготовка данного процесса. В результате исследования выделены внешние и внутренние факторы успеха конверсии. К внешним факторам относятся: наличие госпрограммы, финансовая, информационная, организационная и нормативно-правовая поддержка государства. Внутренние факторы классифицированы по функциональному признаку на группы: управление, финансы, персонал, технологии, производство, маркетинг и сервис, логистика, взаимодействие с внешней средой. Проработка основных факторов позволит предприятиям эффективно наращивать выпуск высокотехнологичной непрофильной продукции.

Ключевые слова: конверсия, предприятия ОПК, увеличение доли гражданской продукции, факторы успеха конверсии, классификация факторов.

 

 

На сегодняшний день перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) поставлена задача конверсии производства, которая обозначена первыми лицами государства, как основной вектор развития предприятий ОПК в условиях уменьшения объемов государственных закупок в рамках гособоронзаказа (ГОЗ).

1 декабря 2016 года оглашая послание Федеральному собранию, Президент РФ дал поручение Правительству РФ: «с учётом ранее данных поручений обеспечить увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объёме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, к 2020 году не менее чем до 17 процентов, к 2025 году не менее чем до 30 процентов, к 2030 году не менее чем до 50 процентов» [1]. Также, Путин В. В. подчеркнул, что необходимо «нацелить отрасль на создание современной, конкурентоспособной гражданской продукции для медицины, энергетики, авиации, судостроения, космоса, других высокотехнологичных отраслей» [2].

Работа в области конверсии уже ведется на уровне различных министерств и ведомств. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин, выступая на круглом столе в феврале 2017 года, обозначил актуальность поставленной задачи: «Это самое главное создание правового, политического и волевого пространства для того, чтобы наша оборонная промышленность могла чётко опираться на два крыла: не только традиционное военное производство, но и гражданское производство» [3].

У российского ОПК есть важнейшая особенность, отличающая его от ОПК других стран, которая состоит в том, что наш комплекс с конца 1920-х гг.

строился как сугубо военный. И на многих заводах у нас выпуск оборонной продукции составляет от 70 до 90%, а по некоторым9798%. На большинстве зарубежных компаний ОПК больше половины выпуска составляет гражданская продукция. Поэтому нарастить выпуск гражданских товаров, когда сокращается военный заказ, а это циклично происходит, для них гораздо проще [4, с. 17].

В ряде публикаций, посвященных конверсии, общее мнение авторов

сводится к тому, что поставленная задача не имеет универсального решения для каждого предприятия оборонно-промышленного комплекса. Единый подход к реализации программы конверсии, не учитывающий особенностей конкретного предприятия, приведет к низкой эффективности производства и к выпуску неконкурентоспособной продукции гражданского и двойного назначения, в сложившейся ситуации необходим дифференцированный подход к предприятиям оборонно-промышленного комплекса.

Исходя из этого, все предприятия ОПК классифицируют в зависимости от особенностей организации, влияющих на возможность осуществления конверсии. Например, в докладе Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ «Диверсификация ОПК» [4, с. 18-19] все предприятия ОПК в отношении к конверсии были разделены на три группы по величине доли гражданской продукции в общем объеме выпуска:

1. Предприятия, принципиально не вписывающиеся в рынки гражданской продукции (ядерный оружейный комплекс, ракетные системы, специальные боеприпасы).

2. Предприятия, которые легко диверсифицируются и уже работают на гражданских рынках (АО «ОСК», АО «ОДК», ПАО «ОАК», АО «Вертолёты России», АО «Концерн ПВО «АлмазАнтей» и другие). Прежде всего, это предприятия, у которых традиционно доля производимой высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения составляет более 25%, на них созданы подразделения, специализирующиеся на организации производства и продвижении такой продукции.

3. Предприятия, у которых традиционно доля гражданской продукции незначительна, не превышает 10% в общем объеме производства и реализации. На этих предприятиях возможно провести диверсификацию, но с большими затратами и серьезной реорганизацией. И таких предприятий в ОПКбольшинство.

Существует и другая классификация, так, например, авторы Малков А. [5] и Глебова О.В. [6] разделяют все предприятия ОПК по наличию технологий двойного назначения на два типа.

Так, компании первого типа опираются на технологии двойного применения (самолето и вертолетостроение, реактивные двигатели, сложная радиоэлектроника). Имеющиеся у компаний дорогостоящие технологии после доработки можно применять для гражданской продукции, тогда ее доля может доходить до 3050%. Однако особенности бизнеса на военном и гражданском рынках настолько разнятся, что необходимо создание отдельных дивизионов с собственными функциями продаж, сервиса, маркетинга, иногда даже производства и разработки.

Компании второго типа имеют в своей основе технологии, специфичные для военной продукции (системы управления вооружением, финальная интеграция боевых платформ и др.). Они выстраивают бизнес-модель не только на специфичных технологиях, но и на специфичных компетенциях: отношения с ключевым заказчикомМинобороны страны, особое ценообразование (издержки плюс), ориентация на результат в ущерб цене и т.д. В результате, такие компании широко диверсифицированы по типу вооружений, но доля гражданской продукции у них 510%.

Несмотря на то, что все организации обладают отличительными признаками и особенностями, каждая из них имеет общие для всех организаций характеристики. Зависимость от внешней и внутренней среды это одна из самых значимых характеристик.  Необходимо не только определить подходы к конверсии в зависимости от принадлежности предприятий к той или иной группе классификации, но и выделить основные общие факторы успеха конверсии. Данные факторы позволят сформировать систему взаимодействия государства и предприятия для эффективной реализации программы конверсии и достижения государством поставленных стратегических целей.

В условиях рыночной экономики на эффективность проведения конверсии на предприятиях ОПК будут влиять самые различные факторы, которые можно классифицировать по различным признакам. По месту возникновения все факторы успеха конверсии можно разделить на внешние и внутренние, т.е. зависящие и независящие от деятельности самого предприятия.

 

 

Рис. 1. Внешние факторы успеха конверсии

 

 

Наличие госпрограммы

На данный момент существуют государственные программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. №425-8 и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №328, к данной программе был составлен перечень приоритетных направлений гражданской промышленности. 

Кроме того, 4 декабря 2014 года в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин обозначил одним из приоритетов государственной политики Национальную технологическую инициативу (НТИ)долгосрочную стратегию технологического развития России.

Поддержка государства

1. Финансовая

 Налоговые льготы, применяемые к продукции, произведенной на средствах производства отечественного происхождения;

 Фонды поддержки, целевые программы и меры поддержки;

Стоит привести примеры реализуемой поддержки:

а) Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» Министерства образования и науки РФ;

б) Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. №218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»;

в) Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям);

г) Фонд развития промышленности.

 Предоставление субсидий.

Одним из эффективных примеров является предоставление субсидий

производителям сельскохозяйственной техники в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2012 №1432. Суть программы: при продаже отечественной агромашины крестьянам заводы получают субсидию в 20-30% от стоимости техники, а селянин покупает агромашины со скидкой.

В качестве государственной поддержки предприятий возможно  выделение субсидий на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности и субсидий на поддержку развития производства при реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов в рамках конверсии.

2. Информационная

Информационная поддержка необходима для обеспечения взаимодействия в области технологического обмена между гражданским и военным производствами для использования имеющихся разработок при создании продукции двойного и гражданского назначения. И самое главное, для определения и понимания предприятиями ОПК того, какие институты поддержки уже созданы для реализации программы конверсии.

 Создание единой информационной базы НИОКР;

 Создание единой информационной площадки для предприятий ОПК.

В данном направлении была создана ГИСП современная площадка для предоставления сервисов всем субъектам промышленной деятельности: от предприятий и отраслевых экспертов до федеральных органов исполнительной власти. На её платформе создаются интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, производимой организациями ОПК.

 Создание Координационного центра по вопросам конверсии.

Центр может выполнять работу по подготовке менеджеров, способных управлять созданием и выводом на рынок гражданской продукции, по формированию единой информационной базы, содержащей данные об имеющихся активах предприятий и их потребностях в поставщиках, по обеспечению консультационной поддержкой в вопросах, связанных с выпуском

непрофильной продукции, а также по маркетингу и логистике.

3. Организационная

 Организация взаимодействия предприятий ОПК с предприятиями гражданского сектора экономики:

а) Организация кластеров;

б) Развитие кооперации, когда предприятие ОПК является технологическим партнером предприятий гражданского сектора и может не взаимодействовать с конечным заказчиком.

 Создание бизнес-единицы, ответственной за гражданское направление, на базе тех организаций ОПК, у которых недостаточно высок уровень компетенции по работе на гражданских рынках;

 Создание эффективной системы поддержки малых и средних производственных предприятий, способных участвовать в создании новых продуктов и работать в режиме кооперации с предприятиями ОПК;

 Создание системы комплексной оценки результативности господдержки оказываемой в рамках программы конверсии;

 Создание эффективной научно-производственной кооперации предприятий ОПК с вузами и научными организации.

4. Нормативно-правовая

 Рассекречивание военных технологий для создания высокотехнологичной продукции гражданского назначения;

В Советском Союзе срок рассекречивания передовых технологий военного производства для использования их в гражданском секторе составлял 10-15 лет, что явилось одной из причин, не приведших к успешному осуществлению конверсии. Уже сегодня, мы можем видеть предпринимаемые в этом направлении шаги ведущих стран мира США и Китая. Так, Народно-освободительная армия Китая рассекретила более 3000 военных патентов, а 2346 размешены в сети интернет для содействия развитию национальной гражданской промышленности [7].

 Издание закона, стимулирующего сбыт гражданской продукции, для создания уровня спроса, обеспечивающего достаточную рентабельность производства.

Внутренние факторы успеха конверсии

Успешная реализация программы конверсии на предприятии ОПК связана с готовностью мощностей предприятия к выпуску гражданской продукции и продукции двойного назначения, наличием управленческих, конструкторских и маркетинговых компетенций по созданию, организации производства и выводу продукции на гражданский рынок. Поэтому большое влияние на эффективность процесса оказывают внутренние факторы, которые представлены на схеме (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Классификация внутренних факторов

 

 

Таким образом, выделение основных факторов успеха конверсии позволяет сделать выводы о том, что конверсия длительный процесс, нуждающийся не только в финансовой поддержке, но и в грамотной организации. Без государственного регулирования конверсии невозможно эффективное осуществление процесса производства высокотехнологичной продукции двойного и гражданского назначения, импортозамещение и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, развитие всей промышленности.

Кроме того, для оборонных предприятий непрофильное производство это отдельный инвестиционный проект, требующий соответствующей квалификации управленческого персонала и всех сотрудников, системного подхода и финансирования.

Факторы влияния на данный процесс многочисленны, поэтому предложенный подход к системе факторов успеха имеет возможность дополнения, но обозначенные пункты требуют тщательной проработки и являются подготовительным этапом конверсии, позволяющим не только достичь поставленной цели, но и рационально использовать ресурсы каждого предприятия в отдельности и государства в целом.

 

Библиографический список

1. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 05.12.2016 N Пр-2346) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425/print

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 01.12.2016 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/53379

3. Диверсификация обороннопромышленного комплекса и региональное развитие стратегия перемен [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/26568/

4. Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ «Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arms-expo.ru

5. Малков А. Оборонная промышленность: Конверсия 2.0 // Ведомости, 2016. 13 июля. [http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/07/13/648974-konversiya]

6. Глебова О.В. Направления инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в производстве высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: мат-лы межд. научно-прак. конф. 2016.С. 23-27.

7. By Zhao Lei. PLA patents declassified for civilian use China Daily, 2017. 3 July [Electronic resource]: site. Mode of accessed: http://www.chinadaily.com.cn/china/2017-03/07/content_28456179.htm

 

 

FACTORS OF SUCCESS OF CONVERSION OF THE ENTERPRISES OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX

 

L.M. Tipner, candidate of economic sciences, associate professor

A.D. Murukina, graduate student

Ural federal university named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

(Russia, Yekaterinburg)

 

Abstract. With the reduction of the state defense order, Russian enterprises of the defense industry are tasked to increase the share of high-tech civilian and dual-purpose products at the state level. At the same time the lack of experience of the military enterprises in the conditions of the market is a considerable problem for conversion transition. In this situation, careful preparation of this process is necessary. As a result of the research, external and internal factors for the success of conversion. External factors include: the existence of a state program, financial, information, organizational and regulatory support for the state. Internal factors are classified by function on groups: management, finance, personnel, technologies, production, marketing and service, logistics, interaction with the external environment. Realization of major factors will allow enterprises to effectively increase the output of high-tech non-core products.

Keywords: conversion, defense industry enterprises, increase in a share of civil production, factors of success of conversion, classification of factors.