Кривова А.А. Эволюция и современное состояние рынка логистического аутсорсинга в России // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №8. — С. 61-64.

ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА В РОССИИ

А.А. Кривова, студент

Научный руководитель: Д.М. Матвеев, канд. экон. наук, доцент

Новосибирский государственный аграрный университет

(Россия, г. Новосибирск)

 

Аннотация. В статье рассматривается эволюция логистического аутсорсинга в России. Автором описывается современное состояние рынка логистических услуг, динамика его роста и основные факторы, оказывающие воздействие на данный процесс. Приведена классификация провайдеров, являющихся активными участниками логистического бизнеса, исходя из выполняемых ими функций. Рассмотрены возможные преимущества частичной или полной передачи логистических функций на аутсорсинг.

Ключевые слова: логистика, эволюция, аутсорсинг, логистический оператор.

 

 

Суть логистического аутсорсинга состоит в снижении затрат компании при движении товарно-материальных ценностей за счет частичной или полной передачи логистических функций квалифицированному логистическому оператору.

После развития корпоративного движения в СССР появились первые легальные капиталисты. В тот отдаленный период логистические услуги, оказываемые третьим лицам, были достаточно примитивны. В большинстве своем, это были моноуслуги: транспортные грузоперевозки, услуги таможенных брокеров, складские услуги и т.д. [1, 5, 8]

В настоящее время фирмы специализирующиеся на логистическом аутсорсинге в России, имеют более цивилизованный облик. Российские компании, называющиеся логистическими операторами или логистическими провайдерами, вполне соответствуют мировому уровню оснащения и развития в своей отрасли. Сегодня классический логистический оператор это компания, имеющая современный арендованный или собственный складской комплекс класса «А», «Б» размером от 15-20 тыс. кв.м. Он оборудован современными системами хранения, учета и обработки товара. Квалифицированный управленческий персонал, с высшим и средним техническим образованием в области логистики и транспорта, эффективно управляет бизнес-процессами клиентов. Благодаря таким логистическим операторам, многие дистрибьюторы, производители товаров, внешнеэкономические операторы снабжают и поддерживают баланс товарных потоков в торговых сетях России [2, 7].

В 2015 году темп роста аутсорсинга транспортно-логистических услуг составит 20%, что превышает 800 млрд рублей. К такому выводу пришли аналитики компании City Express, одного из ведущих логистических операторов России. Сравнительный анализ структуры изменений товарных портфелей на рынке логистики, а также анализ динамики изменений клиентского портфеля за 2007-2009 и 2013-2014 годы показывает, что в экономически нестабильные периоды наблюдается активная передача компаниями логистических функций на аутсорсинг.

По оценкам участников рынка, во второй половине 2014 г. наблюдалась одна из самых заметных тенденций по передаче логистических функций на аутсорсинг. Этот тренд является общемировым, и Россия имеет большой потенциал для его реализации: в экономически развитых странах большинство компаний уже давно передают непрофильные виды деятельности на аутсорсинг – в США на аутсорсинг логистических услуг перешли более 80% компаний, в Европе – более 60%, а в Китае этот показатель превышает 50%. По экспертным оценкам рынок транспортно-логистических услуг уже в 2012 г. превысил 2 трлн. рублей, данные РБК. research указывают на объем рынка 2026 млрд. рублей и 2117 млрд. рублей в 2012 и 2013 гг., соответственно.

Сложившаяся динамика обусловлена многими факторами: крупным компаниям это дает возможность оптимизировать затраты и сосредоточиться на основной деятельности без необходимости содержать автопарк, склад, соответствующий персонал, обеспечения серьезной IT-поддержки, наличия значительной инфраструктуры. Кроме того, компании, оказывающие услуги доставки, вследствие высокой конкуренции на рынке, более мотивированы и работают эффективнее собственных подразделений компаний. Для небольших и средних компаний выстраивать логистику самостоятельно дорого, в то время когда развитие бизнеса требует постоянного снижения издержек. Например, в структуре затрат интернет-ритейлеров расходы на логистику составляют в среднем порядка 5%, что значительно выше, чем в развитых странах, и это связано не только с большими расстояниями».

По различным оценкам, в настоящее время около 30% российских компаний передают логистику на аутсорсинг. Основным драйвером роста этого рынка в стабильной экономической ситуации является прогрессирующий рост рынка электронной коммерции. По оценке экспертов J’son & Partners Consulting, до 2018 года интернет-продажи будут расти в среднем на 20,2% в год. С другой стороны, непростая экономическая ситуация и высокий уровень конкуренции призывают многих ритейлеров к оптимизации издержек, что также стимулирует рост рынка аутсорсинга логистических услуг [3].

В логистическом бизнесе очень часто применяется специфическая терминология, характеризующая уровень компетентности провайдера, в зависимости от которого выделяют:

1PL-провайдер. Такая компания обычно занимается только одним видом деятельности. Это могут быть грузоперевозки, экспедиторская деятельность, выполнение таможенных операций (таможенный брокер) и др. В России достаточно много подобных компаний, но их число постоянно уменьшается в силу низкой конкурентоспособности. Данные операторы обычно располагают собственной материальной базой, к примеру, имеют свой автопарк для грузоперевозок, но занимаются ими исключительно без сопутствующих услуг и без оптимизации своей деятельности. Это фактически устаревший вид предпринимательской деятельности, который на современном рынке не может предложить конкурентоспособных услуг. Но, учитывая ситуацию в России, такая компания вполне может существовать, особенно в провинции.

2PL-провайдер. В России получили наибольшее распространение. Это и есть тот самый грузоперевозчик и/или экспедитор в понимании большинства организаций. 2PL-провайдер должен обладать достаточными мощностями для осуществления своей деятельности – это большой автопарк с автомобилями достаточно большой грузоподъёмности, машины, оборудованные для перевозки различных категорий грузов. 2PL-провайдер иногда может выступать и как посредник между некоторыми компаниями, он также занимается оформлением и обеспечением перевозок, выполняет достаточно большое количество операций, но всё-таки не в состоянии управлять процессом, оптимизировать их, контролировать всецело их выполнение, то есть не предлагает полноценного логистического сервиса.

3PL-провайдер. В настоящее время именно на этом уровне работает большинство логистических провайдеров в мире, однако в России их недостаточно для удовлетворения растущей потребности. Такая компания принимает на себя обязанности по доставке груза, и сама же занимается страхованием, обеспечивает юридическое сопровождение, передаёт груз, совершает погрузочно-разгрузочные операции. 3PL-провайдер обладает значительными мощностями и располагает большим, разнообразным автопарком, имеет вспомогательные устройства, нередко осуществляет доставку не только автомобильным, но и иными видами транспорта. Развитые компании вполне могут иметь и свой авиатранспорт и соглашения на пользование железной дорогой. В штате таких операторов работают различные узкоспециализированные специалисты по логистике, сбыту/закупке, налоговые и юридические консультанты, то есть те люди, которые напрямую влияют на качество выполняемых услуг. Главная отличительная черта такой компании – полная ответственность по принятым обязательствам и сохранности груза.

4PL-провайдер. Организацию этого уровня можно назвать настоящим, полноценным провайдером логистических услуг. Данные операторы могут не располагать огромными мощностями, серьёзной материальной базой. Наиболее ценный и обязательный ресурс таких компаний – это квалифицированные кадры, специализирующиеся на решении не только логистических задач, но и в области налогообложения, юриспруденции, маркетинга и др. Принцип работы базируется на том, что оператор, к которому обратился заказчик, находит операторов более низкого уровня (2PL, 3PL), чтобы передать им выполнение задачи. Сам 4PL-провайдер занимается контролем, построением, управлением и оптимизацией цепей поставок в целом.

5PL-провайдер. Когда 4PL-провайдер начинает оказывать еще и услуги сетевого бизнеса, то он становится 5PL-оператором. Таким образом, это аутсорсер логистической сферы, который, используя глобальное информационно-технологическое пространство, способен оказывать весь спектр услуг. Яркими примерами 5PL-провайдеров можно назвать интернет-магазины, такие как eBay, Aliexpress, Amazon и др. [4].

Как видно из классификатора, 3PL, 4PL, 5PL-логистические операторы – это интеграторы логистических процессов высокого уровня, когда вся цепочка поставок контролируется и управляется одним высококвалифицированным логистическим провайдером. Обычно такого типа операторы востребованы на конкурентных рынках. Их услугами пользуются транснациональные корпорации, производящие высокотехнологичные продукты при непрерывном производственном цикле. К примеру, услугами 4PL-операторов пользуются SONY, TOSHIBA, автомобильные концерны (FORD, DAIMLER CHRYSLER) и другие [2].

В настоящее время на российском рынке работает более 4 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги (компании, зарегистрированные на территории РФ, включая их филиалы в регионах), в том числе более 3 тыс. перевозчиков и 1 тыс. экспедиторов (операторы или агенты). Более 800 компаний позиционируют себя как складские операторы.

Развитие крупнейших транспортно-экспедиторских компаний идет в направлении диверсификации бизнеса и перехода к предоставлению комплексных услуг, в том числе по организации мультимодальных грузоперевозок «от двери до двери» и комплексного складского обслуживания. К числу ведущих логистических компаний, расширивших свой бизнес за счет предоставления услуг 3PL на базе собственных и арендованных складских мощностей, относятся STS Logistics, РЛС и ЕМСТС.

По мнению аналитиков РБК, наиболее очевидной тенденцией в среднесрочной перспективе будет ускорение процесса консолидации рынка за счет развития крупных транспортных холдингов и включения в их структуру компаний, работающих в других сегментах рынка логистических услуг (прежде всего складской и управленческой логистики). Среди компаний, успешно применяющих такую стратегию, можно назвать ГК «Н-Транс», Транспортную Группу FESCO, «Евросиб СПБ-ТБ», новороссийскую ГК «Дело», «Дальневосточную транспортную группу» (ДВТГ) [6, 9].

Исследование рынка логистического аутсорсинга в России показал его динамичное развитие, не смотря на замедление темпов роста мировой экономики. Увеличение количества операторов и их укрупнение, позволяет им расширять ассортимент предлагаемых услуг. Сложившаяся динамика позволяет утверждать о росте конкуренции на данном рынке и существенном повышении качества логистических услуг, что положительно отражается на развитии бизнеса в России и эго эффективности.

 

 

 

Библиографический список

1. Матвеев Д.М. Роль транспортных затрат в повышении конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке / Логистика сегодня. – 2014. – №2. – С. 122-128.

2. Ежова В.О. Логистический аутсорсинг в России: проблемы и пути решения / В.О. Ежова, А.Г. Афанасьева // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015.

3. Кризис «выведет» логистику на аутсорсинг [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.logistika-prim.ru/press-releases/krizis-%C2%ABvyvedet%C2%BB-logistiku-na-autsorsing (дата обращения 02.10.2015)

4. Свой бизнес: логистический провайдер [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.openbusiness.ru/biz/business/svoybizneslogisticheskiyprovayder/ (дата обращения 27.09.2015)

5. Menyaykin D.V. Boosting the Investment Attractiveness of Agricultural Production / A.T. Stadnik, D.M. Matveev, D.V. Menyaykin // World Applied Sciences Journal. – 2014. – №31(8). – P.1535-1539

6. Российский рынок транспортно-логистических услуг: итоги 2007 и прогноз до 2015. Аналитический отчет 2008 г. 328 c.

7. Матушевич О.В. Тенденции развития мирового рынка говядины / Д.М. Матвеев, О.В. Матушевич // Вестник АГАУ. – 2015. – №9 (131). – С. 161-165.

8. Matveev D.M. Current state of production and finance development of scientific and technological progress in agriculture / European Researcher. – 2014. – Vol.(81), № 8-2. – P. 1532-1545.

9. Холодов П.П. Повышение конкурентоспособности дилеров сельскохозяйственной техники / Д.М. Матвеев, М.Г. Крохта, П.П. Холодов // Экономика и предпринимательство. – 2013. – №2. – С. 219-222.

 

 

EVOLUTION AND PRESENT STATE OF THE MARKET IN RUSSIA

LOGISTICS OUTSOURCING

AA Krivova, student

Novosibirsk state agrarian university

(Russia, Novosibirsk)

 

Abstract. The evolution of logistics outsourcing in Russia. The author describes the current state of the logistics market, the dynamics of its growth and the main factors affecting this process. The classification of service providers who are active participants in the logistics business, based on the functions they perform. The possible benefits of a partial or full transfer of logistics functions to outsourcing.

Keywords: logistics, evolution, outsourcing, logistics operator.