Ляндау Ю.В. Этапы и управление процессом участия в государственном заказе / Ю.В. Ляндау, М.Г. Умнова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №3. – С. 93-96.

ЭТАПЫ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ УЧАСТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗАКАЗЕ

 

Ю.В. Ляндау, дэкон. наук, профессор

М.Г. Умнова, ассистент

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В статье рассматривается взаимодействие коммерческих организаций с заказчиком в процессе проведения аукционов для реализации государственных заказов. Также представлены возможные варианты работы с электронно-торговыми площадками. Авторами статьи определены проблемы, препятствующие развитию инновационного потенциала российских организаций, участвующих в реализации государственных заказов.

Ключевые слова: государственный заказ, аукцион, управление процессом государственного заказа, электронно-торговая площадка, совершенствование процессов.

 

 

Эффективное управление бизнес-процессами позволяет организациям достичь поставленных целей, оптимизировать издержки и построить систему управления, отвечающую современным условиям ведения бизнеса. Реализация государственных заказов для коммерческих организаций является одним из безусловных преимуществ перед конкурентами, которое фактически заключается в наличии надежного клиента, но при этом требовательного к верному выстраиванию процессов взаимодействия.

Процесс участия в государственных заказах формирует определенные требования к участникам, заключающиеся в прозрачности бизнеса, отсутствии коррупционных составляющих, достоверной финансовой отчетности и др.

Госзаказ – это формирование части программы производства, выполнения работ или оказания услуг на основе поручений органов управления, выдаваемых от имени государства [5, c. 3].

Одним из основных документов, регламентирующих порядок участия предприятия в закупках, является «Методическое пособие для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках»1. В пособии представлены рекомендации потенциальным поставщикам на всех этапах, от принятия решения об участии, до непосредственно подписания государственного контракта, а также советы по обеспечению защиты прав и законных интересов участников размещения заказов. Процесс участия предпринимателя в закупке, согласно данному документу, схематично представлен на рисунке 1.

Структура этапа подготовки и подачи заявки зависит от конкурентного способа определения поставщика, установленного в рамках конкретного тендера. Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ в статье 24 предусмотрено четыре основных типа способов: конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений.

 

 

Рисунок. Алгоритм работы с государственным заказом на этапах от анализа заявки до подписания контракта.

 

 

По информации с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок2, самым популярным способом определения поставщика за период с 2012 по 2015 гг. в рамках 44-ФЗ являлся электронный аукцион. В связи с этим актуальным является рассмотрение этапов работы с электронно-торговыми площадками (ЭТП), в частности процесс участия в электронном аукционе.

В статье Юрина А.Ю. работа с ЭТП разделяется на два типа – работу с открытой (общедоступной) частью, которая не требует регистрации, и работу с закрытой частью (личным кабинетом), для которой требуется прохождение процедур аутентификации и регистрации. Автор отмечает, что важным требованием как для поставщиков, так и для заказчиков является обеспечение бесперебойного доступа и технического обеспечения работы с ЭТП.

Как правило, работа с открытой частью предполагает:

 поиск заявок (на сайте или с использованием сторонних программных продуктов);

 мониторинг проведения электронных аукционов.

Работа с закрытой частью предполагает:

 подготовку учредительных документов для прохождения аккредитации;

 оплату обеспечения участия;

 отправку заполненной заявки на участие;

 участие в аукционе, в случае принятия заявки заказчиком;

 подписание контракта и соответствующие платежи, в случае выигрыша аукциона.

В исследованиях зарубежных ученых выделен ряд барьеров, препятствующих развитию инновационного потенциала организаций, участвующих в госзакупках, среди которых можно выделить проблемы, актуальные и для российского бизнеса [8]:

 отсутствие установления ранней и качественной коммуникации между поставщиком и заказчиком;

 нарушение коммуникаций между отделом закупок и отделом или группой лиц, являющихся непосредственным пользователем закупаемой продукции;

 слишком жестко установленная спецификация (техническое задание) снижает заинтересованность потенциальных поставщиков;

 неразвитая законодательная база в сфере менеджмента интеллектуальных прав;

 недостаточная обратная связь после завершения процесса закупки.

В статье Белокрылова К.А. [3] особое внимание уделяется значению таких «узких мест», как дублирование функций бухгалтерии и тендерного отдела в отношении финансовых вопросов (обеспечение заявки и участия, проверка контрагента и т.д.), а также негативному характеру эффекта «закручивания цены», когда в качестве начальной (максимальной) стоимости заказчики устанавливают стоимость уже состоявшихся аналогичных контрактов. В последнем случае в процессе ценообразования исключается скидка на аукционе, что приводит к снижению привлекательности заказа для потенциальных поставщиков.

На проблему частого внесения поправок в законодательную базу системы госзаказа обратил внимание Талеров П.И. [6]. По мнению автора, Федеральная Контрактная Система (ФКС), созданная в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г.44-Ф, «унаследовала» проблемы предыдущего законодательного акта 94-ФЗ в том, что постоянные изменения препятствуют эффективному взаимодействию поставщиков и заказчиков. Кроме того, автор критично относится к действующей системе планирования, согласно которой поставщики имеют возможность заранее получить информацию о планируемых контрактах в планах-графиках (планах закупок) заказчиков. При этом произошло сокращение сроков подготовки и подачи заявок. Наконец, подчеркнута необходимость распространения требований к профессиональной подготовке не только на заказчиков, но и на всех участников в системе госзаказа.

Процессы информационного обеспечения поставщиков госзаказа требуют постоянного совершенствования, несмотря на введение Единой информационной системы в сфере закупок. Совершенствование процесса означает изменение его состояния, с тем, чтобы он осуществлялся быстрее, дешевле, стал более гибким, или обеспечивал достижение лучшего качества. Хотя обычно существуют несколько возможностей, например, для сокращения времени технологического цикла и/или издержек, эти возможности, как правило, основаны на изменении последовательности действий, степени активности или привлечённых ресурсов [4, с. 95].

В настоящее время информация о проводимых аукционах является разрозненной и требует от участников постоянного мониторинга нескольких источников, что обосновывает привлекательность использования дополнительных программных приложений, позволяющих осуществлять поиск по нескольким базам заказов (ЭТП).

 

 

Сноски в тексте

1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92067/

2. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/analytics/publiccontrol.html

 

Библиографический список

1. Методическое пособие для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках (разработано ФАС РФ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92067/

2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд«[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

3. Белокрылов К.А. «Институционализация централизованной модели закупок в государственном секторе: взаимодействие макро- и микроуровня» // Научные труды Донецкого Национального Технического Университета.  2013. – №3(45). – С. 100-106.

4. Ляндау Ю.В. «Бизнес-архитектор: проектирование систем управления. Часть I» М.: Издательство «Русайнс», 2015. – 112 с.

5. Масленников В.В., Слободник В.И. «Государственный заказ: формирование и анализ» М.: Финансы и статистика, 1990. – 96 с.

6. Талеров П.И. «Тупики контрактной системы, или что мешает развитию российских госзакупок» // Научные труды Северо-западного Института Управления. – 2014. – №4(16). – С. 346-352.

7. Юрин А.Ю. «Электронные торговые площадки в системе государственных и муниципальных закупок» // Вестник Международного Института Рынка. – 2015. – №2. – С. 29-33.

8. Умнова М.Г. «Управление инновационным потенциалом организации в рамках исполнения государственного заказа» // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд.  2015.  №36. – С. 21-25.

 

STAGES AND MANAGEMENT OF PARTICIPATION IN THE PUBLIC ORDER

 

Y.V. Lyandau, doctor of economic sciences, professor

MG Umnova, assistant

Plekhanov Russian university of economics

(Moscow, Russia)

 

Abstract. The article provides the interaction of commercial organizations with the customer in the process of holding auctions for selling govermental contracts. Also presents possible ways of working with electronic trading platforms. The authors of the article identifies challenges to the development of innovative capacity of Russian organizations, participating in realization of govermental orders.

Key words: govermental order, auctions, govermental order process management, e-Commerce platform, process improvement.