Сайфутдинова, Г. Б. Этапы экономического образования в России: опыт и перспективы / Г. Б. Сайфутдинова, Д. И. Сагиева. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 149-151.

ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ:

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Г.Б. Сайфутдинова, канд. ист. наук, доцент

Д.И. Сагиева, студент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотация: в статье рассматривается необходимость обеспечения качественного отечественного образования в высших учебных заведениях и состояние образовательной сферы на продолжительном историческом этапе. Авторы разбирают основные вопросы образования, связанные с неповторимым историческим опытом России. Показано, что современной проблемой отечественного экономического образования является обеспечение качественного преподавания с учетом новейших достижений в экономических областях знаний.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, технологии, оборудование, альтернативные источники энергии.

 

 

К концу 1914 г. в Российской империи насчитываюсь 123745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам – 80801 ведомству министерства народного просвещения, 40530 ведомству православного исповедания и 2414 другим ведомства. В целом в России к 1 января 1914 г. из 8902621 учащихся в начальных и низших школах обучалось около 82% всех учащихся, в средних общеобразовательных и специальных учебных заведения – около 6%, в специальных средних и низших школах –3,2%, в различных частных, национально-религиозных и т.п. учебных заведениях – около 7%, в высших учебных заведениях – 0,8%, остальные, около 1% не распределены по категориям заведений» [1].

Принципы образования в Советском Союзе были сформулированы ещё в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоих полов до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничение в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое [2]. Именно большевицкая образовательная политика дала населению возможность получения обязательного начального образования. 26 декабря 1919 года был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке – по желанию. К 1970 гг. грамотных среди населения союзных республик в возрасте 9-49 лет было свыше 98% [3].

Смена социально-политического строя в России в конце ХХ века поставила вопрос о реформировании образования. С 1990-х годов Россия перешла на рыночную экономику, а экономическая наука и образование претерпело существенные трансформации, как ни какое другое направление. Социалистическая экономика не была приспособлена для управления рыночной экономикой. А население, не имело опыта рыночных отношений. Опыт переходного периода и его трудности продемонстрировали огромную роль экономического образования. Динамические процессы, происходящие во всех сферах общества, и в системе национального образования, в частности, вызвали значительные изменения в ее структуре, содержании, направленности и задачах. Среди многочисленных задач, стоящих перед отечественной системой образования – это повышения качества обучения экономическим дисциплинам, изменения роли преподавателя в учебном процессе, перехода к современным образовательным технологиям.

В настоящий момент в отечественном экономическом образование важной является проблема отсутствия достаточного количества квалифицированных кадров в области обучения экономике и предпринимательству, что связано с практическим отсутствием подготовки преподавателей экономики в педвузах, сокращением различных курсов подготовки. Вместе с тем имеет место отсутствие у педагогов позитивного опыта практической работы в сферах экономики и бизнеса. Эти вопросы поднимают общую проблему в обучении экономике и предпринимательству.

Экономика – общее название всех видов хозяйственной деятельности, с помощью которых люди основывают условия для удовлетворения потребностей, наука, которая исследует объективные закономерности, проявляющиеся в результате хозяйственной деятельности, проблемы, возникающие в ходе этой деятельности, и находит способы их наилучшего решения. Экономика, это социальная наука, т.к. изучает поведение людей и их взаимоотношения с точки зрения целей и ограниченных средств, имеющих различное использование. Тогда как предпринимательство – в постсоветском пространстве достаточно новый термин. В экономическом курсе предпринимательство может рассматриваться в узком понимании, как набор прикладных областей экономики, права, психологии, а также менеджмента, маркетинга и других дисциплин, способных дать необходимые инструменты для успешного ведения бизнеса на начальном этапе. Также в экономические дисциплины входят дисциплины, связывающие экономику и историю, экономику и технологию, экономику и политику, экономику и психологию. В работах современных исследователей мы находим, что изучение экономических дисциплин должно способствовать развитию социально-экономической активности населения [4, 5].

При изучении дисциплин экономического направления традиционно ученые больше внимания уделяют внедрению инновационных технологий в преподавании в высших учебных заведениях (Волков А. Е., Ливанов Д. В., Фурсенко А. А.) [6]. Современные экономисты стремятся мотивировать свой арсенал методов и приемов своеобразием экономического мышления, формирование и развитие которого считают важнейшей задачей высшего образования, потому что экономическое мышление проявляется в понимании природы экономических аргументов.

Современное экономическое образование выполняет следующие функции: целенаправленная подготовка личности к участию в общественной жизни; дополнение к первичным этапам социализации личности (влияние традиций, среды и т.д.) концентрированной специально отобранной информацией, которая превращается в знания в процессе обучения; реализация конкретно-исторических общественных целей через учебно-воспитательный процесс, построенный на соответствующих технологиях обучения; проверка уровня готовности личности к участию в жизни общества путем соответствующих публичных испытаний (диспут, семинары, дискуссии, конференции) [7, С. 300-304].

За знания, умения, навыки, в том числе технологические в области экономических дисциплин отвечает социально-экономический подход, основанный на том, что прикладная экономика, бизнес-дисциплина, изучается на основе экономической теории или точнее, как примеры ее применения. Изучение экономики строится с преобладанием математических методов, таким образом достигается цель – понимание обучающимися ценностных установок рыночной экономики, преимущественной эффективности частной собственности, понимание необходимости рационального поведения в хозяйственной жизни.

В наше время содержание экономического образования требует формирования современных принципов преподавания гуманитарных дисциплин вообще и экономики в частности. Формирование экономического мышления происходит через: привлечение в преподавание значительного арсенала разнообразных источников; привлечение в научный оборот наиболее существенных, реально проверенных фактов; освещение экономических явлений через принципы конституции России, широкий плюрализм мнений, взглядов, видений общественных явлений; педагогическое партнерство преподавателя и студента.

Таким образом, отечественное экономическое образование имеет свой неповторимый исторический опыт и нуждается в обеспечении качественного преподавания с учетом новейших достижений в экономических областях знаний.

 

Библиографический список

1. Миф о введении обязательного всеобщего начального образования в царской России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://monco83.livejournal.com/18703.html (Дата обращения: 25.10.2017).

2. Образование в СССР // Википедия. [20172017]. Дата обновления: 11.11.2017. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=88919523 (дата обращения: 11.11.2017).

3. Грамотность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/81110/%c3%f0%e0%ec%ee%f2%ed%ee%f1%f2%fc  (Дата обращения: 25.10.2017).

4. Адамчук В.В., Ромашов В.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 1999.

5. Баткаева И.А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике: учебное пособие. – М.: ГАУ, 1994.

6. Волков А.Е., Ливанов Д.В., Фурсенко А.А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. статей и аналитических докл. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009.

7. Сайфутдинова Г.Б., Козелков О.В., Тактамышева Р.Р., Усачев С.С. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал. – 2015. – №5 (Ч. 2). – С. 300-304.

 

 

STAGES OF ECONOMIC EDUCATION IN RUSSIA: EXPERIENCE AND PROSPECTS

 

G.B. Saifutdinova, candidate of historical sciences, associate professor

D.I. Sagieva, student

Kazan state power engineering university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. the article considers the need to provide high-quality domestic education in higher education institutions and the state of the educational sphere at a long historical stage. The authors analyze the main issues of education related to the unique historical experience of Russia. It is shown that the modern problem of domestic economic education is the provision of quality teaching, taking into account the latest achievements in the economic fields of knowledge.

Keywords: fuel and energy complex, technologies, equipment, alternative energy sources.