Вышковская М.П. Естественные монополии в России: практика регулирования // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №8. – С. 24-27

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ: ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

М.П. Вышковская, студент

Тюменский государственный университет

(Россия, г. Тюмень)

 

Аннотация. Естественные монополии занимают важное место в экономике России. Однако проблемы, существующие у данного вида предприятий и возникающие, прежде всего, в связи с неэффективным государственным регулированием, тормозят их развитие и не позволяют извлекать всю возможную пользу как для потребителей, так и для экономики в целом. В статье приводятся возможные пути решения проблем, связанных с регулированием естественных монополий.

Ключевые слова: естественные монополии, государственное регулирование, проблемы, тарифы, инфляция.

 

 

В экономической системе существуют случаи, когда монополия становится более эффективной, чем конкуренция. Такой случай получил название естественной монополии, то есть когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм [4, с. 293].

Чаще всего, естественные монополии – это фирмы, управляющие капиталоёмкими инфраструктурами. Так, в России это, прежде всего, железнодорожные перевозки, услуги по передаче электроэнергии, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа и т.п. Примерами естественных монополий в нашей стране могут служить компании «Российские железные дороги«, ПАО «Россети«, ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть« [7, с. 35].

Роль предприятий естественных монополий в российской экономике велика. Многие из них имеют значительную по масштабам социальную инфраструктуру, являются ключевыми источниками доходов для бюджета. По данным Министерства финансов РФ, доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ по состоянию на март 2016 г. составляет 37,4%, в ВВП 10%. В деятельности естественных монополий задействовано 4% занятых в экономике, а практически весь объем продукции и услуг естественных монополий потребляется на внутреннем рынке [2, с. 93]. Естественные монополии также являются одним из основных элементов обеспечения экономической безопас­ности страны. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Деятельность естественных монополий контролируется и регулируется органами государственной власти. До 2015 года такими органами являлись Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба и их территориальные органы. В июле 2015 года право регулировать тарифы естественных монополий перешло к Федеральной антимонопольной службе.

Основным нормативно-правовым актом в сфере регулирования естественных монополий является Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях». В шестой статье закона предусмотрено три метода регулирования:

1. Ценовое регулирование.

2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию или установление минимального уровня обеспечения потребителей.

3. Контроль за различными видами деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки, крупные инвестиционные проекты [1].

Рассмотрим практику регулирования естественных монополий в России. В последние годы регулирование было сведено к индексации тарифов, а баланс интересов монополий и потребителей постоянно нарушался. С 2008 по 2015 г. железнодорожные тарифы увеличились почти вдвое, газ стал дороже в три раза, электроэнергия также подорожала более чем вдвое. За это время индекс промышленного производства вырос всего на 6,9% (по данным Минэкономразвития). По расчетам Минпромторга, доля услуг естественных монополий в затратах промышленных предприятий достигала 20%. Также рост цен на продукцию естественных монополий явился мощнейшим фактором повышения инфляции. Таким образом, вклад тарифов естественных монополий в общий прирост потребительских цен за 3 года возрос в 1,5 раза [6].

Для стабилизации сложившейся критической ситуации власти перешли к методу замораживания тарифов. Показательным является пример первой половины 2012 г., когда было принято решение о переносе индексации тарифов естественных монополий с января на июнь. В результате, рост цен в целом замедлился до рекордных для России величин – 3,6-4,3% в годовом выражении. Для сравнения, за этот же период 2011 г. рост цен составлял 9,4-9,6% в годовом выражении.

 

 

114.png

Рис. 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги в январе 2011 г. – августе 2014 г., в % к соотв. месяцу пред. года

 

 

Однако в 2013 г. тарифы были проиндексированы, заметим, на уровень ниже инфляции, но показатель вновь составил – 6,9-7,1%. В 2014 году снова был применен метод замораживания тарифов. Это помогло снизить инфляцию, по оценкам, на 0,40,5 процентного пункта. В 2015 и 2016 годах индексация была так же ниже инфляции. На практике видно, что метод замораживания тарифов приносит лишь краткосрочный положительный эффект и не является достаточно действенным [5].

В целом государственное регулирование естественных  монополий нельзя назвать эффективным. Это очень отрицательно сказывается как на самих монополиях, так и на потребителях. В ходе исследования было выделено несколько причин неэффективного регулирования естественных монополий в России, которые можно рассматривать как проблемы.

Основной проблемой многие исследователи считают несовершенство законодательной базы, которое выражается в отсутствии в законодательстве четкого определения того, что такое естественная монополия и кто является субъектом естественной монополии. На сегодняшний день отсутствует единый подход к установлению границ естественных монополий, их идентификации, а также обоснованию включения субъектов хозяйствования в Реестры естественных монополистов [3, с. 74-75]. Негативное влияние на процесс регулирования оказывает неопределенность государства в его целях. Правительству необходимо определиться с тем, что более значимо в вопросе естественных монополий: низкие тарифы или поддержание размера ВВП за счет инвестиционных программ. Сейчас ясности нет, поэтому и в регулировании монополий наблюдается то рост тарифов, то замораживание. Еще одной проблемой можно считать отсутствие стабильности, прозрачности и прогнозируемости [6]. Нестабильные правила, постоянная корректировка принятых решений приводят к тому, что предприятия не могут себе позволить строить долгосрочные стратегические планы. Кроме того, негативным фактором является концентрация внимания на методе ценового регулирования. Помимо установления тарифов, следует обращать внимание и на другие аспекты регулирования, которые могут оказаться более действенными [4, с. 296].

Правительство признает наличие проблем в вопросах регулирования естественных монополий и предпринимает попытки их преодоления. Как было упомянуто выше, в июле 2015 года право регулировать тарифы естественных монополий перешло к Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая подвергла сомнению эффективность методов, применявшихся ранее, и предложила новые решения. Первым делом ФАС предлагает в обмен на повышение тарифов, обязать естественные монополии сокращать издержки. Предлагается ликвидировать имеющиеся у многих компаний в большом объеме непрофильные активы, расходы на которые перекладываются на потребителей, чего быть не должно. Правительство также считает, что помимо распродажи активов профинансировать инвестиционные программы поможет ограничение роста зарплат работников и вознаграждений руководства предприятий [6].

Таким образом, можно наметить следующие пути решения проблем связанных с регулированием естественных монополий:

1. Преодоление несовершенств законодательной базы.

2. Четкое определение целей регулирования.

3. Прозрачность и обоснованность методов регулирования. Принятие долгосрочных решений.

4. Переключение основного внимания с установления тарифов на другие аспекты регулирования, а именно контроль и аудит издержек. В настоящий момент уже предпринимаются попытки воплощения в жизнь данного решения. Для преодоления неэффективности регулирования деятельности естественных монополий следует реализовывать и другие.

 

Библиографический список

1. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях».

2. Радюкова Я.Ю. Естественные монополии в системе детерминант и угроз экономической безопасности национальной экономики // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 8. С. 90-95.

3. Рубаева Л.М., Гиоева А.Г. Естественные монополии: проблемы функционирования и практика регулирования // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2016.  34. С. 71-76.

4. Саакян Ю.З. Государственное регулирование естественных монополий и его границы // Федеральный справочник. 2008. Т. 21. С. 293-298.

5. Сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 10.03.2017).

6. Тарифный план ФАС // Ведомости. 27.11.2015.  3969.

7. Толокнов Н.А. Естественная монополия и естественная олигополия в экономике и их влияние на общий уровень цен // Economics. 2015. 8 (9). С. 35-38.

NATURAL MONOPOLIES IN RUSSIA: PRACTICE OF REGULATION

 

M.P. Vyshkovskaya, student

University of Tyumen

(Russia, Tyumen)

 

Abstract. Natural monopolies occupy an important place in the Russian economy. However, the problems, existing in this type of companies and arising, first of all, in connection with ineffective state regulation, hamper their development and do not allow to extract all possible benefits for both consumers and the economy as a whole. In the article possible solutions to the problems connected with regulation of natural monopolies are resulted.

Keywords: natural monopolies, state regulation, problems, tariffs, inflation.