Окулич-Казарин В.П. Экономика в Польше: как влияют компетенции идеального директора школы на бизнес в образовании? // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — №12. — С. 85-91.

экономика в польше: как влияют компетенции идеального директора школы на бизнес в образовании?

 

В.П. Окулич-Казарин, д-р пед. наук, профессор

Академия имени Яна Длугоша в Ченстохове

(Польша, г. Ченстохова)

 

Аннотация. Определены ключевые компетенции идеального директора школы в Польше: ответственность, организованность, лидерство, знания теории управления. Использование методов статистической обработки позволяет считать полученные результаты сильным практическим фактом. Полученный список компетенций идеального директора школы совпадает с компетенциями, востребованными для развития экономики и бизнеса в мировых моделях управления, в том числе, в сфере образования.

Ключевые слова: ключевые компетенции, идеальный директор школы, экономика Польши, бизнес в образовании, мировые модели управления.

 

Исследование выполнено в течение 2015-2016 гг. в рамках научного Гранта «Социально-экономические проблемы менеджмента» (номер государственной регистрации 0114U006189), Украина, г. Днепропетровск, и научного Проекта Российского гуманитарного научного фонда «Volunteerism in the modern world: moral ideal of our time» (номер государственной регистрации 16-06-14058, Юго-Западный Государственный Университет), Россия, г. Курск.

 

 

Цель исследования: определить ключевые компетенции идеального директора школы в Польше и выяснить, совпадают ли они с компетенциями, востребованными для развития экономики и бизнеса в мировых моделях управления.

Иными словами, требовалось определить ключевые компетенции «идеального директора школы», который может обеспечить высокие экономические результаты работы школы. Дидактические результаты работы школы в настоящем исследовании, непосредственно во внимание не принимались. Однако, принимая, что образование является одной из отраслей информационного бизнеса, подразумевалось, что выпускники школы должны с первого раза поступать в престижные университеты.

Также не учитывалась возможность директора способствовать созданию в школе условий для развития карьеры учителей без образования карьерных «тупиков», карьерных «свалок» [1].

Определение ключевых компетенций идеального директора школы полезно при реализации государственной кадровой политики Польши в планировании, подборе и обучении руководящих кадров для системы образования.

Методы исследования. Основными методами исследования были информационные исследования (обзор литературы), анкетирование и статистическая обработка анкет.

Исследование выполнялось в три этапа.

На первом этапе (октябрь декабрь 2015 г.) был выполнен обзор литературы для определения компетенций руководителя, необходимых для успешного управления бизнес-единицей.

На втором этапе (январь октябрь 2016 г.) были выполнены анкетирование и статистическая обработка анкет. Ключевые компетенции идеального директора школы мы разделили на три группы в соответствии с образовательными стандартами ЕС [2]:

 персональные;

 социальные;

 знания и умения в профессиональной сфере.

В анкетировании приняли участие студенты очной и заочной форм обучения (81 респондент) специальностей «Администрация» и «Менеджмент», а также слушатели курсов повышения квалификации (КПК) Академии Яна Длугоша в Ченстохове (Польша):

 менеджмент, очная форма – 24 чел.;

 администрация, очная форма – 88 чел.;

 слушатели КПК + администрация (заочная форма) 67 чел.

Таким образом, статистические методы исследования позволили охватить следующие три профессиональные группы, которые имеют личный опыт обучения в школе РП:

 студенты первой ступени (бакалавриат) очной формы обучения специальности «менеджмент», которые выбрали эту специальность по призванию (предположим это чисто теоретически) и уже имеют теоретическое представление о работе системы управления в целом;

 студенты второй ступени (магистратура) очной формы обучения специальности «администрация», которые выбрали эту специальность по призванию (предположим это чисто теоретически) и уже имеют теоретическое представление о работе системы управления в целом;

 работники администрации публичной, имеющие реальное представление об условиях работы в системе управления.

Методика подготовки и проведения эксперимента, а также обработки его результатов опубликованы в источниках [35]. Некоторые результаты анкетирования и статистической обработки были опубликованы в работе [6].

На третьем этапе (ноябрь 2016 г.) было выполнено сопоставление результатов обзора литературы и статистического анализа.

Использование методов статистической обработки позволяет считать полученные результаты сильным практическим фактом. Они должны учитываться при реализации государственной кадровой политики Польши в процессах планирования, подбора и обучения руководящих кадров для образования.

Обзор литературы

В работе [7] показано, что главными компетенциями, которые в мире бизнеса обеспечивают персоналу продвижение по управленческой лестнице, являются ответственность и организованность. В кратком словаре по социологии [8] записано, что к числу желательных качеств руководителя относится его способность быть одним из лидеров в коллективе. В работах других авторов, например, В.П. Журавлева, Р.Л. Кричевского, В.П. Пугачева, О.А. Страховой, В.Г. Шевелева, В.М. Шепеля, отношение руководства и лидерства связано более жестко — указывается, что роль лидера является одной из основных ролей руководителя.

В работах [9, 10] доказано, что к числу ключевых компетенций современного руководителя относятся лидерство, и наличие хороших базовых знаний менеджмента (знание теории управления).

Результаты

Результаты обработки персональных компетенций приведены в таблицах 1-3. Здесь жирным шрифтом выделены компетенции, стоящие на первых трех местах в рейтинге компетенций с точки зрения респондентов.

 

 

Таблица 1. Персональные компетенции (специальность «менеджмент», очные)

№ п/п

Компетенции

Значение

Мх

δх-1

Рейтинг

1

Любовь к управленческой деятельности

8,46

3,56

10

2

Внимательность

8,80

1,95

11-12

3

Память

8,80

2,51

11-12

4

Логика

7,19

2,28

6-7

5

Творческие способности

7,73

3,59

9

6

Лидерские качества

4,38

4,37

3

7

Честность

6,26

3,02

5

8

Ответственность

2,65

2,15

1

9

Самостоятельность

7,19

3,03

6-7

10

Стрессустойчивость

7,30

2,09

8

11

Справедливость

3,76

2,47

2

12

Коммуникабельность

5,80

3,02

4

 


Таблица 2. Персональные компетенции (специальность «Администрация», очные)

№ п/п

Компетенции

Значение

Мх

δх-1

Рейтинг

1

Любовь к управленческой деятельности

7,42

2,07

8-9

2

Внимательность

8,83

3,97

11

3

Память

7,85

3,18

10

4

Логика

7,00

2,16

7

5

Творческие способности

7,42

2,87

8-9

6

Лидерские качества

4,28

3,49

1

7

Честность

4,57

3,50

2

8

Ответственность

5,28

3,63

4-5

9

Самостоятельность

9,85

3,38

12

10

Стрессустойчивость

5,42

3,64

6

11

Справедливость

4,71

2,69

3

12

Коммуникабельность

5,28

3,14

4-5

 

Таблица 3. Персональные компетенции (КПК + специальность «Администрация», заочные)

№ п/п

Компетенции

Значение

Мх

δх-1

Рейтинг

1

Любовь к управленческой деятельности

8,94

3,65

12

2

Внимательность

8,10

3,03

10-11

3

Память

8,10

3,17

10-11

4

Логика

7,89

2,68

9

5

Творческие способности

6,63

3,11

6

6

Лидерские качества

5,47

4,03

5

7

Честность

5,42

3,74

4

8

Ответственность

4,52

2,95

2-3

9

Самостоятельность

6,84

2,56

7

10

Стрессустойчивость

7,42

2,81

8

11

Справедливость

4,10

2,82

1

12

Коммуникабельность

4,52

2,89

2-3

 

 

Обобщение данных табл. 1-3 показало две компетенции 1 группы (персональные компетенции) идеального директора школы, которые бесспорно будем считать «ключевыми»:

 справедливость;

 лидерство.

Результаты обработки социальных компетенций приведены в таблицах 4-6. Здесь жирным шрифтом выделены компетенции, стоящие на первых трех местах в рейтинге компетенций с точки зрения респондентов.

 

 

Таблица 4. Социальные компетенции (специальность «Менеджмент», очные)

№ п/п

Компетенции

Значение

Мх

δх-1

Рейтинг

1

Умение распределять время

5,03

2,23

4

2

Умение планировать дела и работать по плану

4,46

2,70

3

3

Умение слушать и слышать (посетителей, коллег)

4,07

2,91

2

4

Умение выделять главное

3,92

2,85

1

5

Умение быстро находить и обрабатывать информацию

6,84

2,67

9

6

Умение чётко излагать мысли как устно, так и письменно

6,15

2,83

7

7

Умение организовать своё рабочее место

5,26

3,11

5

8

Умение обеспечить процесс ресурсами

7,03

2,74

10

9

Умение выполнить поставленную задачу в срок

5,80

2,03

6

10

Умение доводить начатое до конца

6,38

2,89

8


Таблица 5. Социальные компетенции (специальность «Администрация», очные)

№ п/п

Компетенции

Значение

Мх

δх-1

Рейтинг

1

Умение распределять время

6,14

0,89

7-8

2

Умение планировать дела и работать по плану

2,85

1,67

1

3

Умение слушать и слышать (посетителей, коллег)

6,85

4,01

9

4

Умение выделять главное

7,71

2,49

10

5

Умение быстро находить и обрабатывать информацию

5,00

3,05

3-5

6

Умение чётко излагать мысли как устно, так и письменно

6,14

2,79

7-8

7

Умение организовать своё рабочее место

5,00

2,38

3-5

8

Умение обеспечить процесс ресурсами

5,42

3,04

6

9

Умение выполнить поставленную задачу в срок

5,00

3,21

3-5

10

Умение доводить начатое до конца

4,28

3,19

2

 

Таблица 6. Социальные компетенции (КПК + специальность «Администрация», заочные)

№ п/п

Компетенции

Значение

Мх

δх-1

Рейтинг

1

Умение распределять время

5,10

2,92

4

2

Умение планировать дела и работать по плану

3,21

2,50

1

3

Умение слушать и слышать (посетителей, коллег)

4,73

2,53

3

4

Умение выделять главное

4,63

2,73

2

5

Умение быстро находить и обрабатывать информацию

6,84

2,65

9

6

Умение чётко излагать мысли как устно, так и письменно

5,78

2,65

7

7

Умение организовать своё рабочее место

6,68

2,78

8

8

Умение обеспечить процесс ресурсами

7,47

2,81

10

9

Умение выполнить поставленную задачу в срок

5,15

2,60

5

10

Умение доводить начатое до конца

5,36

2,62

6

 

 

Обобщение данных табл.46 показало бесспорную компетенцию 2 группы (социальные компетенции) идеального директора школы, которую будем считать «ключевой»: Умение планировать дела и работать по плану.

Результаты обработки компетенций «знания и умения в профессиональной сфере» приведены в таблицах 79. Здесь жирным шрифтом выделены компетенции, стоящие на первых трех местах в рейтинге компетенций с точки зрения респондентов.

 

 

Таблица 7. Компетенции «знания и умения в профессиональной сфере» (специальность «Менеджмент», очные)

№ п/п

Компетенции

Значение

Мх

δх-1

Рейтинг

1

Знания теории управления

5,03

2,63

4

2

Знания общей педагогики

4,42

2,11

2

3

Знания общей психологии

5,38

2,33

6

4

Знания теории мотивации

6,07

2,31

7

5

Знания в области экономики

9,53

2,00

11

6

Знания в области маркетинга

9,11

2,12

10

7

Знание теории инновации

7,92

2,15

9

8

Знания законов

6,84

3,10

8

9

Владение иностранным языком

5,26

3,07

5

10

Общая эрудиция (широкое мышление)

4,76

2,50

3

11

Знания по предмету, который он ведёт

1,76

1,24

1

 


Таблица 8. Компетенции «знания и умения в профессиональной сфере» (специальность «Администрация», очные)

№ п/п

Компетенции

Значение

Мх

δх-1

Рейтинг

1

Знания теории управления

3,57

2,57

1

2

Знания общей педагогики

4,14

3,53

2

3

Знания общей психологии

4,71

4,07

3

4

Знания теории мотивации

5,71

3,19

6-7

5

Знания в области экономики

6,71

2,87

8

6

Знания в области маркетинга

7,57

3,04

10

7

Знание теории инновации

5,42

2,69

5

8

Знания законов

5,00

1,82

4

9

Владение иностранным языком

6,85

2,73

9

10

Общая эрудиция (широкое мышление)

5,71

3,30

6-7

11

Знания по предмету, который он ведёт

8,14

2,85

11

 

Таблица 9. Компетенции «знания и умения в профессиональной сфере» (КПК + специальность «Администрация», заочные)

№ п/п

Компетенции

Значение

Мх

δх-1

Рейтинг

1

Знания теории управления

4,31

3,49

2

2

Знания общей педагогики

5,31

2,96

5

3

Знания общей психологии

5,52

2,73

7

4

Знания теории мотивации

5,05

2,43

4

5

Знания в области экономики

8,10

2,37

11

6

Знания в области маркетинга

8,05

2,69

10

7

Знание теории инновации

7,52

2,03

8

8

Знания законов

5,42

2,58

6

9

Владение иностранным языком

7,68

2,51

9

10

Общая эрудиция (широкое мышление)

4,89

3,66

3

11

Знания по предмету, который он ведёт

4,10

3,66

1

 

 

Обобщение данных табл.79 показало две компетенции 3 группы (знания и умения в профессиональной сфере) идеального директора школы, которые будем считать «ключевыми»:

 знания по предмету (который он ведёт);

 знания теории управления.

Далее проведем численное сравнение «популярности» ключевых компетенций у респондентов (см. табл.10). Здесь представлены 9 ключевых компетенций, имеющих максимальный рейтинг по оценке трех образовательно-профессиональных групп польских респондентов. Компетенции классифицированы по трем основным группам [4] и представляют собой статистически обоснованную модель (портрет) идеального директора школы в Польше.

 


Таблица 10. Профессиональный «портрет» идеального директора школы, Польша

Компетенция

Рейтинг в группе

Среднее

по группам

Место

1

2

3

 

Компетенции персональные

1

Справедливость

2

3

1

2,0

1

2

Ответственность

1

4-5

2-3

2,3

2

3

Лидерство

3

1

5

3,0

3

4

Честность

5

2

4

3,6

4

5

Коммуникабельность

4

4-5

2-3

3,6

5

Компетенции социальные

1

Умение планировать дела и работать по плану

3

1

1

1,7

1

2

Умение выделять главное

1

9

2

4,0

2

3

Умение слушать и слышать (посетителей, коллег)

2

10

3

5,0

3

4

Умение распределять время

4

7-8

4

5,2

4

5

Умение доводить начатое до конца

8

2

6

5,3

5

Компетенции: знания и умения в профессиональной сфере

1

Знания теории управления

4

1

2

2,1

1

2

Знание общей педагогики

2

2

5

3,0

2

3

Общая эрудиция (широкое мышление)

3

6-7

3

4,2

3

4

Знания по предмету, который он ведёт

1

11

1

4,3

4

5

Знания законов

8

4

6

6,0

5

 

 

Для дальнейшего анализа оставлены только те компетенции в каждой группе, у которых среднее значение по группе (в сумме) не превышает 3,0. То есть, только те компетенции, которые, по совокупному мнению респондентов, имеют максимально высокий рейтинг.

В результате, получен следующий список ключевых компетенций:

1. Персональные (в порядке убывания рейтинга):

 справедливость;

 ответственность;

 лидерство.

2. Социальные:

 умение планировать дела и работать по плану (т.е., организованность).

Четвертая и пятая строки в каждой группе приведены для сравнения.

3. Знания и умения в профессиональной сфере(в порядке убывания рейтинга):

 знания теории управления;

 знание общей педагогики.

Таким образом, в перечень ключевых компетенций идеального директора польской школы, по мнению респондентов, вошли компетенции, соответствующие требованиям мировых моделей управления:

 ответственность;

 организованность (умение планировать дела и работать по плану);

 лидерство;

 знания теории управления.

Дополнительными важными компетенциями идеального директора школы, по мнению польских респондентов, являются справедливость и знание общей педагогики.

Эти две компетенции отражают специфику работы директора школы и должны быть актуальными для развития бизнеса в сфере образования.

Заключение

1. Выполнено определение ключевых компетенций идеального директора школы в Польше и их сопоставление с компетенциями, востребованными для развития экономики и бизнеса в мировых моделях управления. Перечень ключевых компетенций идеального директора польской школы включает:

 ответственность;

 организованность (умение планировать дела и работать по плану);

 лидерство;

 знания теории управления.

2. Полученный список компетенций идеального директора школы совпадает с компетенциями, востребованными для развития экономики и бизнеса в мировых моделях управления, в том числе, в сфере образования.

3. Полученный данные должны учитываться при реализации государственной кадровой политики Польши в планировании, подборе и обучении руководящих кадров для системы образования.

 

Библиографический список

1. Лымарева О.А., Ильницкая М.Н. Планирование и мотивация, как функции, влияющие на развитие карьеры в системе государственной службы / Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №11. – С. 38-44.

2. Карта предмета [Электронный ресурс]. http://www.ajd.czest.pl (01.03.2016)

3. BUS_9641_Business_Statistics_5M. Конспект лекций для Программы «Masters of Business Administration». USA. NY. Kingston University. 2009. 106 p.

4. Окулич-Казарин В.П. Обработка массивов информации // Ключевые компетенции директора школы – как фактор повышения качества образования: Сборник итоговых материалов Первого Международного научно-практического заочного семинара. М. МПГУ, 2012.

5. Селевко Г.К. Научи себя учиться [Электронный ресурс]. http://www.selevko.net/2nauchi.php (20.03.2016)

6. Okulich-Kazarin V., Kaczyńska M. Аdministrowanie państwowej polityki kadrowej RP: Tworzenie modelu idealnego dyrektora szkoły // Zbiór artykułów naukowych. Konferencji Miedzynarodowej Naukowo-Praktycznej «Polityka. Państwo i Prawo. Współczesne problemy i perspektywy rozwoju» (29.04.2016 — 30.04.2016). Warszawa: Wydawca: Sp. z o.o. «Diamond trading tour», 2016. — str. 81-83.

7. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Пер. с англ. М.: АСТ, Астрель, 2006. – 464 с.

8. Краткий психологический словарь. Ред.-сост. Карпенко Л.А. Под общей ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 512 с.

9. Окулич-Казарин В.П., Казаринов Ю.М. Основы менеджмента, изд. 2-е, перераб. и дополн. (учебное пособие). М.: Прометей, 2009. 76 с.

10. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников // Монография. М.: Изд-во Рос. экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 232 с.

 

 

the economy in Poland: the impact of competences of the ideal school principal for business education?

 

P.V. Okulich-Kazarin, doctor of pedagogic sciences, professor

Academy of Jan Dlugosz in Czestochowa

(Poland, Czestochowa)

 

Abstract. Defined key competencies of the ideal school Principal in Poland: responsibility, discipline, leadership, knowledge of management theory. The using of methods of statistical processing allows to consider the obtained results as a strong practical fact.

The resulting list of competencies of the ideal school Principal coincides with the competencies demanded for the development of economy and business in the global models of management, including in education.

Keywords: key competencies, the ideal school Principal, the Polish economy, global models of management, business in education.