Дидиченко А.А. Экономический анализ китайско-российской автомобильной торговли / А.А. Дидиченко, Н.М. Костенко // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 133-135

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЙ

АВТОМОБИЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ

 

А.А. Дидиченко, студент

Н.М. Костенко, студент

Дальневосточный федеральный университет

(Россия, г. Владивосток)

 

Аннотация. В центре внимания данной исследовательской работы лежит проблема определения состояния китайско-российской автомобильной торговли, с точки зрения экономического анализа. В статье проанализирована статистика экспортно-импортных операций на автомобильном рынке России и Китая. Также, представлен китайско-российский торговый оборот на данном рынке и описаны виды китайских автомобильных компаний, осуществляющих свою деятельность на российском рынке.

Ключевые слова: экономика, экономический анализ, торговля, промышленность, автомобильный рынок.

 

 

Автомобильный рынок Китая развивается невероятными темпами, производство автотранспортных средств увеличилось с 26760,1 до 40062,7 тысяч автомобилей в период 2009-2013 гг. В то время как китайская автомобильная промышленность стремительно растет, российская идет вниз. Кроме того, российское автомобильное производство, в большинстве своём, не способно удовлетворить спрос потребителей. Сотрудничество в автомобильной промышленности с другими странами имеет весьма важное значение для российского рынка. В частности, сотрудничество с Китаем в тех случаях, когда цены на автомобили разумные.

С 2010 года автомобильная торговля между двумя странами возобновилась. К 2012 году российский экспорт автомобильных товаров в Китай сократился против уровня предшествующего года на 1416,76 тыс. долл. США (рис. 1). В 2013 году снижение составило 527,9 тыс. долл. США. Однако в 2014 году объем автомобильного экспорта из России вырос более чем в 5 раз до 7436,73 тыс. долл. США.

 

 

Рис. 1. Экспорт автомобилей из России в Китай

 

 

В отличие от экспорта, объем автомобильного импорта из Китая в Россию намного шире. Согласно данных представленных на рисунке 2, динамика российского автомобильного импорта в Россию имеет более благоприятную тенденцию, чем динамика экспорта. В 2012 году количество импортируемых китайских автомобилей в России быстро увеличилось до 794,13 млн долл. США. В 2013 году она внезапно снизилась на 350 млн долл. США и достигла уровня импорта в 2011 году. Тем не менее, ситуация на российском рынке продемонстрирует относительно стабильную тенденцию.

 

 

Рис. 2. Импорт автомобилей в Россию из Китая

 

 

Анализ китайско-российского автомобильного торгового оборота

Термин «автомобильная продукция» включает такие типы механических транспортных средств, как автобус (автотранспортное средство для перевозки более 10 человек), легковой автомобиль (автотранспортное средство для перевозки людей, за исключением автобусов), коммерческое транспортное средство (автотранспортное средство для перевозки грузов, грузовики), автотранспортное средство для специального назначения (пожарный грузовик, грузовик с краном и т. д.). В целом Россия экспортирует в Китай легковые автомобили (88%), специальные транспортные средства (11%), и коммерческие транспортные средства (1%). Однако в 2013 году доля коммерческих транспортных средств составляла 86% от общего объема экспорта, а доля легковых автомобилей – 14%. До 2012 года Китай в основном импортировал в Россию коммерческие транспортные средства. Которые начали набирать популярность на автомобильном рынке России. Поэтому эксперты предсказывали большое будущее китайских грузовиков на российском рынке. Однако, вопреки прогнозам, импорт коммерческих транспортных средств из Китая резко сократился в 2013 году; сумма уменьшилась с 507,8 млн до 87,8 млн долл. США. Импорт китайских легковых автомобилей имеет позитивную динамику. Количество которых, увеличивается в течение 2011-2014 годов. Импорт вырос с 63,67 млн до 253,48 млн долл. США. Объем импорта автомобилей специального назначения и автобусов из Китая в Россию не имел значительных изменений.

Китайские автомобильные компании на российском автомобильном рынке

Китайские автомобили появились на российском автомобильном рынке в середине 2000х годов. Первые китайские автомобили в России были Cherry, Great Wall и FAW. Позднее появились Lifan, Hafei, Haima, BYD и т. д. Появление разумных цен на китайские автомобили было успешным, однако некоторые факторы, такие, как несоблюдение экологических стандартов и финансовый кризис 2008 года, привели к резкому спаду спроса на автомобили в России. Некоторые китайские автомобильные компании перенесли свое производство в Россию. Такие компании, как Lifan, Haima, Geely собирают свои автомобили в г. Черкесск, Great Wall – в г. Гжель, BYD F3 на производственном предприятии ТагАЗ и Cherry в Автоторе. Наиболее популярными автомобильными марками являются Great Wall, Cherry Tiggo, Vortex Tingo, Lifan X60. Крупнейшими китайской автомобильной компанией на российском рынке являются Great Wall, Lifan и Cherry. Главным сегментом российского автомобильного рынка для китайских компаний стал класс c (седан и хэтчбэк). Наиболее популярными автомобильными марками являются Cherry М11, Vortex Corda и Estina, Lifan Solano, Lifan Breez, BYD F3, Geely MK, Haima 3.

 

Рис. 3. Самые известные автомобильные бренды Китая

 

 

По данным исследования АВТОСТАТ (рис. 3) наиболее известным китайским брендом автомобилей среди российских граждан является Cherry (70%). Geely и Lifan (64,6%) занимают второе и третье места. На четвертом местеGreat Wall (60%). Наименее известные китайские автомобильные марки на российском рынке являются JAC (15, 8%), Changan (15, 5%).

В целом российско-китайская автомобильная торговля это китайский импорт автомобильной продукции на русский рынок. По сравнению с объемом автомобильного импорта из Китая, Россия экспортирует очень небольшую часть автотранспортных средств в Китай. Несмотря на то, что торговля автомобильными средствами между двумя странами началась недавно, китайская продукция автомобильной промышленности постепенно занимает свою нишу на российском автомобильном рынке. Российские потребители автомобильной продукции все больше и больше узнают о китайских автомобилях.

 

Библиографический список

1. Швердяков Я.А., Кармайкин Д.Ю. Энергоэффективность китайских автомобилей // В сборнике: Энергетика, электромеханика и энергоэффективные технологии глазами молодежи материалы IV российской молодежной научной школы-конференции: в 2 томах. Томский политехнический университет. 2016. С. 248-249.

2. Чебоксаров А.Н., Ярилова А.В. Перспективы использования автомобилей в России // В сборнике: Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, новации Материалы Международной научно-практической конференции: Электронный ресурс. 2016. С. 641-646.

3. Абдуллаева Ш.Г. Возможные перспективы транспортного налогообложения в России // Экономика и Предпринимательство. 2014. №12-2 (53-2). С. 250-254.

 

 

ECONOMIC ANALYSIS OF THE SINO-RUSSIAN AUTOMOBILE TRADE

 

A.A. Didichenko, student

N.M. Kostenko, student

Far Eastern federal university

(Russia, Vladivostok)

 

Abstract. The focus of this research is the problem of determining the state of China-Russia automobile trade, from the point of view of economic analysis. The article analyzes the statistics of export-import operations in the automotive market of Russia and China. Also, the Chinese-Russian trade turnover in this market is presented and the types of Chinese automobile companies operating in the Russian market are described.

Keywords: economy, economic analysis, trade, industry, automobile market.