Бражников П.П. Экономические основы развития международной гуманитарной деятельности на примере вопроса образования // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №1. – С. 33-36.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВОПРОСА ОБРАЗОВАНИЯ

 

П.П. Бражников, директор

Научная Академия исследований социальных и психологических систем

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В данной статье, на примере вопроса развития человека, показана корреляция изменений в международной гуманитарной деятельности и глобальных экономических изменений. Описаны три основных этапа, когда экономическая выгода мотивировала людей к развитию международной политики в области образования. Дополнительно описаны причины, влияющие на общественные настроения в данном вопросе.

Ключевые слова: развитие человека, гуманизм, экономика.

 

 

Традиционно принято рассматривать международную гуманитарную деятельность с точки зрения имиджа или при рассмотрении случаев, когда государства или корпорации под видом международных гуманитарных проектов осуществляют мероприятия, преследующие собственные политические интересы. Но причины возникновения и развития самой международной гуманитарной деятельности имеют и экономические причины. Например, известный ученый в области политики З. Бжезинский либо упоминает глобальное продвижение гуманитарных ценностей как необходимую часть политики развитых стран в целях борьбы с отрицательными социальными тенденциями [1], или отмечает идеализм как одну из основ привлекательности демократии [2].

В данной статье предлагается изучить с экономической точки зрения вопрос развития личности человека, а именно вопрос образования. Эта область выбрана для рассмотрения изменений в международной гуманитарной деятельности, как одна из наиболее формально объясненных в классической теории, но имеющая хорошие возможности анализа.

Решение вопроса развития личности в мире и повсеместного распространения образования является одним из основных направлений деятельности ООН. При этом менее века назад политики крупных государств занимались лишь образованием собственного населения, а необразованность граждан соседних государств была для них скорее положительным фактором, так как снижала возможности конкурирующих государств.

В 1948 г. вопрос развития личности впервые глобально был обозначен во Всеобщей декларации прав человека, принятой через три года после учреждения Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). Но данная проблема тогда была обозначена лишь общими словами: «Каждый человек, как член общества, имеет право <…> на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав», «1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам» [3]. Реакция на финальную версию документа советской делегации была критической. В ее заявлениях говорилось, что она «имеет ряд крупных недостатков, главный из которых заключается в его формально-юридическом характере и отсутствии в этом проекте каких-бы то ни было мероприятий» [4]. Здесь стоит упомянуть, что за год до этого была основана и получила консультативный статус при ЭКОСОС Международная ассоциация юристов, которая и являлась основным источником «формально-юридического» языка Декларации. Эта Декларация была принята, но Советская делегация при голосовании воздержалась [5].

Важно отметить расхождение в данном вопросе между крупными странами в самом начале его постановки. Логично предположить, что его источником является разница существа политической организации этих государств. СССР стремился развивать население всех своих территорий достаточно равномерно, в силу его нехватки для освоения всех своих земель, поэтому принятие своей деятельности в качестве международных стандартов его политикам было выгодно. Многие же крупные страны запада в то время владели колониями, в которых социальный уровень людей поддерживался на более низком уровне, чем в самих этих странах, и никто из их представителей не хотел брать на себя обязательства, которые не собирался исполнять. Для последних эта декларация была лишь популистским ходом для усиления национальных мифов о свободе и демократии.

Ситуация изменилась в 60х годах, когда большинство колоний получили формальную свободу. Экономическое влияние на бывшие колонии оставалось, но для его сохранения требовалось увеличение власти над настроениями местного населения. Давно известно, что тот, у кого в руках образование, владеет умами людей. Также пропаганда под предлогом образования являлась хорошим инструментом для распространения влияния обоих, конкурирующих блоков в Холодной войне для обеих сторон. Эти причины привели к появлению целого ряда международных документов: Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, 1960 год; Рекомендация против дискриминации в образовании, 1960 год; Декларация о ликвидации неграмотности в ходе десятилетия развития, 1964 год; Программа развития ООН (ПРООН), 1964 год. Для примера, тогда же было образовано Агентство США по международному развитию (англ. United States Agency for International Development, USAID), закрытое в России в 2012 году вследствие их «попыток влиять через распределение грантов на политические процессы» [6]. Формулировки в документах ООН 60х годов более конкретны, чем в 1948 г.: «Социальный прогресс и развитие требуют <…> Распространение информации национального и международного характера в целях развития у личности сознания перемен, происходящих в обществе в целом; <…> Активное участие всех элементов общества, в индивидуальном порядке или через ассоциации, в определении и осуществлении общих целей развития в условиях полного уважения основных свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека» [7]. Так значительная часть геополитической активности Холодной войны стала в сознании обывателей гуманитарной деятельностью, направленной на социальное развитие.

Прогресс гуманитарной деятельности на этом не остановился. В 70х 80х годах начался процесс «переселения производств» из развитых стран. Одновременно происходило быстрое усложнение технологий, что к концу 80х годов привело к нехватке квалифицированной рабочей силы в развивающихся странах для обеспечения производства транснациональных компаний (ТНК). В 1990 году был выпущен новый документ с еще более конкретными и практическими формулировками: «Удовлетворение потребностей в базовом образовании является общепризнанной и всеобщей обязанностью человечества. Для ее выполнения необходима международная солидарность <…> 2. Потребуется существенное и долговременное увеличение ресурсов, выделяемых на цели базового образования. Мировое сообщество, включая межправительственные организации и учреждения, обязано в срочном порядке ослабить действие факторов, которые препятствуют некоторым странам в достижении целей обеспечения образования для всех (…). Кредиторы и должники должны изыскивать новые и справедливые пути облегчения этого бремени, поскольку нахождение решений проблемы задолженности значительно расширит возможности многих развивающихся стран эффективно реагировать на образовательные и прочие базовые потребности.» [8]. Таким образом, механизм ООН был использован при создании реальных финансовых инструментов для массовой подготовки квалифицированного персонала, необходимого в деятельности ТНК.

Таковы три основных этапа развития международной гуманитарной деятельности в области образования. Но помимо конкретных экономических потребностей, существуют еще общие тенденции, которые создают благоприятный фон для международных гуманитарных проектов. Особенно они сильны последние десятилетия.

Говоря о гуманизме в геополитике нужно также вспомнить известного английского ученого Томаса Мальтуса, который говорил о пагубности увеличения населения планеты и о необходимости замедления его роста. Способы, предложенные им, сложно назвать примером гуманности. Но современная статистика позволяет заключить, что широкое распространение грамотности и небольшое повышение уровня жизни широких масс населения снижает уровень рождаемости [9, 10]. Получается, что современные неомальтузианцы вполне могут соответствовать гуманистическим идеалам занимаясь глобальным просвещением человечества.

Если добавить сюда статистику миграции, которая показывает, что миграция тем сильнее, чем больше разница в социальном развитии между странами [11]. При этом миграция создает дополнительную нагрузку на экономику принимающих стран. Миграция последнее время также является причиной развития гуманитарной помощи отсталым странам. Ее целью является устранение значительной разницы в воспринимаемом людьми уровне жизни. Последние две причины, уменьшение рождаемости и миграции, являются не прямыми стимулами, но они являются обоснованием гуманитарной деятельности. Направления оказания гуманитарной помощи выбираются вследствие лоббирования тех или иных экономических интересов.

Таким образом, на примере развития, на международном уровне, такой ценности как социальное развитие человечества, был показан механизм развития гуманистических идеалов с точки зрения экономики. Хорошо прослеживается корреляция между гуманизацией международных усилий и экономическими мотивами политиков.

 

Библиографический список

1. Бжезинский З. «Великая шахматная доска» / пер. О.Ю. Уральской. М.: Междунар. отношения, 1998.

2.  Бжезинский З. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис / пер. с англ. М. Десятовой. – М.: Астрель, 2012. – 285 с.

3. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, статьи 22 и 26.

4. Рождение Всеобщей декларации прав человека, Петр Мищенко, август 2005, www.unmultimedia.org.

5. Susan Muaddi Darraj. The Universal Declaration of Human Rights. — (Milestones in modern world history). Chelsea House, Infobase Publishing, 2010. 129 p., p. 61-74.

6. Комментарий официального представителя МИД России А.К. Лукашевича о прекращении деятельности в Российской Федерации Агентства США по международному развитию (USAID)1725-19-09-2012, archive.mid.ru.

7. Декларация социального прогресса и развития. Принята резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1969 года, Статья V.

8. Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей
Приняты Всемирной конференцией по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 5-9 марта 1990 года, Статья 10.

9. Jalilian, Pegah. «The effect of female education on human development and economic growth: A study of human capital formation in developing countries«. Independent thesis, Advanced level (degree of Master), Södertörn University, 2012, p 43.

10. Чубик М.П. Экология человека / Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 147 с.

11. Human Development Report 2009, United Nations Development Programme, p 73.

 

 

ECONOMIC BASES OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN ACTIVITY ON AN EXAMPLE THE ISSUE OF EDUCATION

 

PP Brazhnikov, director

Scientific research academy of social and psychological systems

(Russia, Moscow)

 

Abstract. In this article the example of issue of human development is used for showing the correlation of changes in international humanitarian activities and global economic changes. The three main stages is described, when the economic benefits motivate people to the development of international education policy. In addition, the causes that affect the public mood on this issue is described.

Key words: human development, humanism, economy.