Гараев М.Ш. Денежная политика Азербайджанской республики в условиях нестабильности мировой экономики / М.Ш. Гараев, И.В. Хан-Хойская, А.М. Багирова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №3. – С. 14-16.

ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

М.Ш. Гараев, канд. экон.наук, доцент

И.В. Хан-Хойская, старший преподаватель

А.М. Багирова, старший преподаватель

Азербайджанский технологический университет

(Азербайджанская Республика, г. Гянджа)

 

Аннотация. Современная экономическая нестабильность и неравномерность развития стран мира – порождение интеграционных процессов, происшедших в эпоху глобализации. Резкое мировое падение цен на энергетические ресурсы, ослабление национальной валюты, инфляция и уменьшение стоимости потребительской корзины, снижение жизненного уровня населения – всё это повлияло на кардинальные изменения в денежной политике Азербайджанской Республики. В статье рассматривается реализация режима таргетирования валютного курса Азербайджаном и последствия, возникшие при проведении данной денежной политики.

Ключевые слова: режим таргетирования, валютный курс, манат, антикризисные меры.

 

 

В эпоху глобализации нестабильность мировой экономики негативно сказывается на развитии некоторых отраслей экономики, на ценах энергоносителей и, как следствие, в целом на экономическое развитие тех стран, государственный бюджет которых привязан к мировым ценам на нефть и газ, особенно это касается стран с переходной экономикой, к которой относится Азербайджанская Республика.

В годы становления и укрепления независимости страны в Азербайджан влились крупные вложения в добывающую промышленность, и страна совместно с ведущими энергетическими компаниями мира осуществляет добычу «черного золота». В настоящее время через 3 нефтепровода и 4 газопровода энергетические ресурсы транспортируются через Чёрное и Средиземное моря в несколько стран Европы и Центрально-Азиатского региона.

Резкое падение цен на нефть за последние 2,5 года создало сложности для экономики Азербайджанской Республики и усилило давление на национальную валюту – манат (AZN). Ослабление маната (AZN) по отношению к доллару повлекло за собой изменение денежной политики государства. В начале 2016 года было принято решение перейти на режим управляемого плавающего валютного курса (при наличии трёх компаний с высокими активами: Госнефтефонд (SOFAZ), ЦБ и Госнефтекомпания (SOCAR). Тогда же правительство Азербайджана запросило средства в Азиатском банке развития (АБР), которые планировало использовать на пакет антикризисных мер, оцениваемых в 1,4 млрд. долларов. По оценкам банка, доходы от продажи нефти и газа формируют 30% ВВП АР, 60% доходов госбюджета, более 90% доходов от экспорта [1]. Совет директоров АБР утвердил предоставление правительству Азербайджана кредита в размере 500 млн. долларов.

Рассматривая и изучая цели денежной политики государства, аналитики ведущих стран мира пришли к соглашению, что успешной эта политика будет в том случае, когда обеспечит стабильность цен, которая является основной и приоритетной по отношению к другим целям государственной экономической политики. К набору правил денежно-кредитной политики Центрального банка в последнее время относят достаточно новое, хотя и хорошо зарекомендовавшее себя начинание в развитых странах мира, это режим таргетирования валютного курса, денежной массы и инфляции. Для поддержания режима таргетирования инфляции и денежной массы должен в полной мере осуществляться режим таргетирования валютного курса, как наиболее древнего и значимого.

Монетарная политика Центрального банка Азербайджанской Республики в режиме таргетирования валютного курса, предполагавшего привязку стоимости маната (AZN) к стоимости доллара США, а впоследствии, согласно принятому решению о переходе к механизму бивалютной корзины, к стоимости как доллара США, так и евро, до 21 декабря 2015 года проявлялась в режиме фиксированного валютного курса.

В настоящее время страна живёт в режиме управляемого плавающего курса, и на валютном рынке наблюдается диспропорция между спросом и предложением, которое ниже спроса в несколько раз.[2] При осуществлении режима таргетирования валютного курса может быть задействован либо вариант жёсткой политики с тенденцией падения курса национальной валюты, либо гибкой политики с тенденцией повышения курса национальной валюты, при чём не нарушая естественные экономические соотношения объёма национальной валюты и резерва иностранных валют.

Азербайджану, как стране с переходной экономикой, исследуя опыт развитых стран и используя инструменты денежно-кредитной политики в режиме таргетирования, важно учитывать, что он становится открытым для спекулятивных атак на национальную валюту – манат (AZN), и эти атаки могут происходить скачкообразно, то обесценивая, то по небольшим пунктам укрепляя манат (AZN).

Обесценение азербайджанского маната (AZN), значительное подорожание иностранной валюты, к которой в основном были привязаны краткосрочные обязательства банков, привело к неплатежеспособности организаций и домашних хозяйств, что повлекло за собой весомые потери в активах банковских балансов, к ухудшению состояния банковского сектора, уменьшению числа коммерческих банков, филиалов, отделений с сокращением их работников.

И ещё одна опасность, подстерегающая страну, использующую режим таргетирования валютного курса, укрепление национальной валюты к иностранной на фоне высоких цен на рынке. Такая ситуация сейчас, со второй половины февраля 2017 года, складывается в Азербайджане. В целом можно сказать, что хотя и небольшое, но повышение национальной валюты к доллару и евро обусловлено несколькими причинами, а именно: во-первых, США, являясь главным мировым должником и пользуясь тем, что американский доллар де-факто по сегодняшний день является резервной валютой, в которой осуществляются основные заимствования в мире, извлекает доход из всего мира путём беспроцентного выпуска (печатания) мировой валюты, что позволяет скупать за «лёгонькие денежки» большую часть мировых активов; во-вторых, Казначейство США с конца декабря 2016 года направило поток долларов на валютный рынок, и к началу марта 2017 года будут направлены около 290 млрд. при имеющемся запасе Казначейства 390,85 млрд. долларов, что повлечёт крупное снижение доллара почти на 10% [3]; в-третьих, увеличение процента государственного долга к ВВП страны.

Таким образом, на сегодняшний день не существует объективных доказательств эффективности применения того или иного направления денежно-кредитной политики государства с переходной экономикой, и что режим таргетирования, хотя и является ведущей тенденцией мировой монетарной политики, но это не самый эффективный способ управления инфляцией, стабилизацией цен, укрепления курса национальной валюты. Однако это не означает, что Центральному банку следует отказаться от возможности добиться определённых успехов в создании адаптивных мер в рамках денежно-кредитной политики, выработав свои национальные специфические подходы.

 

Библиографический список

1. haggin.az/news/86750

2. www.1news.az/ authors/editorial

3. ktovkurse.com

MONETARY POLICY OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN IN THE CONDITIONS OF INSTABILITY OF THE GLOBAL ECONOMY

 

M.Sh. Garaev, candidate of economic sciences, associate professor

I.V. Khan-Khoyskaya, senior lecturer

A.M. Bagirova, senior lecturer

Azerbaijan technological university

(Republic Azerbaijan, Gandja)

 

Abstract. Modern economic instability and uneven development of the world countries is a result of the creation of the integration processes taking place in an era of globalization. Dramatic fall in natural resources prices, weakening of the national currency, inflation and reduced cost of the consumer goods basket, reduction in living standards of the population — all these factors have resulted in significant changes in the monetary policy of the Republic of Azerbaijan. This article deals with the realization of the targeting regime of the national currency of Azerbaijan, as well as describes the implications that appeared during the execution of the present monetary policy.

Keywords: targeting regime, currency rate, manat, anti-crisis interventions.