Жадан А.Э. Банковское кредитование как инструмент повышения инвестиционной привлекательности региона // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №4. – С. 73-80.
БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
А.Э. Жадан, магистрант
Кубанский государственный университет
(Россия, г. Краснодар)
Аннотация. В статье обоснована необходимость решения проблем банковского кредитования для повышения инвестиционной привлекательности региона, анализируется состояние банковского сектора, рассматриваются основные его проблемы. Автором предлагаются меры по совершенствованию банковской системы, способные привести к повышению инвестиционной привлекательности региона.
Ключевые слова: банковское кредитование, инвестиционная привлекательность, регион, инвестиции, ГЧП, Краснодарский край, банки.
Необходимым условием регионального развития России, несомненно, является формирование устойчивой экономики субъектов Федерации. Усиление рецессии в мировой экономике, продолжение тенденции снижения цен на сырьевых рынках, отсутствие эффективной политики в сфере бюджетно-финансового оздоровления, снижение потребительского спроса и другие факторы с высокой долей вероятности формируют рецессионные тенденции в стране в силу её сильной зависимости от глобальной конъюнктуры.
Привлечение инвестиций является необходимым условием реализации программ по расширению процессов воспроизводства в различных отраслях и сферах экономики, особенно – в производственной сфере, обеспечивающей несырьевой экспорт. Инвестиции, направленные на модернизацию производства, обеспечивают рост производительности труда, следствием чего является повышение заработной платы, что приводит к росту потребления населения, а, следовательно, и к росту экономики. В настоящее время как никогда актуальным является технологический и технический прорыв, базирующийся на инвестиционно-инновационной основе, так как только он способен вывести экономику из кризиса.
В 2014 г. ввод новых основных фондов снизился по сравнению с 2013 г. на 2,44% по Российской Федерации, а по Краснодарскому краю снижение составило более 24% [1]. Ухудшение показателей по инвестициям в дальнейшем, несомненно, приведёт только к ускорению падения экономики.
Условия, складывающиеся в экономике на макроуровне, вынуждают регионы разрабатывать и предпринимать меры по улучшению инвестиционной привлекательности и искать новые драйверы усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Одним из важнейших инструментов повышения инвестиционной привлекательности региона, вне всяких сомнений, является банковский кредит. Финансовая система РФ характеризуется ярко выраженным доминированием банков над небанковскими финансовыми учреждениями по объёму активов, привлечения сбережений, масштабов операций. При этом после кризисных событий 2008-2009 гг. доминирующие позиции банков в финансовом секторе Российской Федерации только усилились [2]. Таким образом, значимость банковского кредитования для обеспечения финансирования реального сектора с течением времени только возрастает.
Таблица 1. Данные об объёмах предоставляемых кредитов за период 2010-2014 гг. (составлено автором на основе [3])
Период |
всего (100%) |
Кредиты, депозиты и прочие размещённые средства в рублях, из них: |
|||||||||||
физ. лицам |
организациям |
||||||||||||
млрд руб., % |
млрд руб. |
% |
всего |
из них по срокам погашения |
|||||||||
млрд. руб. |
% |
до 1 г. |
от 1 г. до 3 лет |
свыше 3 лет |
кредитным орган-ям |
||||||||
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
млрд руб. |
% |
||||||
2010 |
15601 |
3725 |
23,9 |
10774 |
69,1 |
3295 |
21,1 |
3156 |
20,2 |
3679 |
23,6 |
1102 |
7,0 |
2011 |
20731 |
5227 |
25,2 |
13878 |
67 |
4304 |
20,8 |
3998 |
19,3 |
4833 |
23,3 |
1626 |
7,8 |
2012 |
25857 |
7493 |
29 |
16435 |
63,6 |
4562 |
17,6 |
4990 |
19,3 |
6043 |
23,4 |
1929 |
7,4 |
2013 |
29837 |
9720 |
32,6 |
18192 |
61 |
5130 |
17,2 |
4711 |
15,8 |
7506 |
25,2 |
1925 |
6,4 |
2014 |
34888 |
11029 |
31,6 |
20850 |
59,8 |
5446 |
15,6 |
5419 |
15,5 |
8846 |
25,4 |
3010 |
8,6 |
По данным таблицы 1, за период 2010-2014 гг. в структуре предоставленных кредитов росла доля кредитов физическим лицам (за 2014 г. снизилась), снижалась доля кредитов организациям до 59,8%. Снижался удельный вес краткосрочных и среднесрочных кредитов (до 15,6 и 15,5% соответственно), увеличивалась доля долгосрочного кредитования (до 25,4%) и удельный вес кредитов кредитным организациям (до 8,6%). При этом абсолютные суммы кредитования по всем субъектам возрастали.
Участие банков в инвестиционном финансировании основного капитала выражается, прежде всего, в инвестиционном кредитовании.
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, кредиты и инвестиционные кредиты банков организациям [1, 2]
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Инвестиции в основной капитал |
5217,2 |
6705,5 |
6040,8 |
6625,0 |
8445,2 |
9595,7 |
9499,3 |
Кредиты, предоставленные организациям, всего, млрд руб. |
9532,6 |
12843,5 |
12879,2 |
14529,9 |
18400,9 |
20917,4 |
23678,1 |
Доля банковских кредитов в общем объёме источников финансирования инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям), % |
10,4 |
11,8 |
10,3 |
9,0 |
8,6 |
8,4 |
9,3 |
Инвестиционные кредиты, предоставленные банками организациям, млрд руб. |
542,6 |
791,2 |
622,2 |
596,3 |
726,3 |
806,0 |
883,4 |
Доля инвестиционных кредитов в общем объёме кредитов банков организациям |
5,69 |
6,16 |
4,83 |
4,10 |
3,95 |
3,85 |
3,73 |
Доля инвестиционных кредитов в общем объёме кредитов, предоставленных организациям на срок более 1 года |
10,94 |
10,78 |
7,27 |
6,14 |
5,92 |
5,61 |
5,35 |
Как видно из данных таблицы 2, за рассматриваемый период доля инвестиционных кредитов в общем объёме кредитов банков организациям снизилась с 5,69 до 3,73%. Показатель доли инвестиционных кредитов в общем объёме кредитов, предоставленных организациям на срок более 1 года, снизился более чем в 2 раза и составил 5,35%.
Полученная информация лишь подтверждает факт снижения вклада российских банков в прирост инвестиций в основной капитал за рассматриваемый период, хотя усиление проблем в российской экономике за последний период требует существенного увеличения этого вклада.
Основные факторы, препятствующие повышению роли инвестиционных кредитов в финансировании реального сектора экономики:
— низкие показатели объёма и качества ресурсов банков;
— несбалансированность кредитов и источников их фондирования по срокам;
— высокие риски инвестирования в реальный сектор экономики [4].
Решение проблемы наращивания капитализации банков, а также снижения качества и достаточности ресурсов, которая существенно усугубилась за последние годы, должно помочь повысить вклад банковского сектора в прирост инвестиций в основной капитал. Проблемы банковского сектора РФ, влияющие на рост кредитных рисков и ухудшение качества кредитного портфеля банков, представлены на рисунке 1.
|
Рис. 1. Основные проблемы банковского сектора в РФ (составлено автором на основе [3]) |
Практика последних лет показывает, что кредитные организации всё чаще выполняют функции финансовых посредников между экономическими субъектами, компании же, осуществляющие в большей степени спекулятивные операции на финансовых рынках, отходят на второй план.
Функцию посредника между государством и частными организациями банк выполняет в рамках государственно частного партнёрства. Государственно-частное партнёрство – сотрудничество публичного партнёра, с одной стороны, и частного партнёра, с другой стороны. Оно основано на объединении ресурсов, распределении возможных рисков. ГЧП осуществляется по соглашению сторон при заключении договора, юридически оформленного на определённый срок и основанного на равноправном партнёрстве, в целях:
— привлечения в экономику частных инвестиций;
— эффективного использования бюджетных средств;
— обеспечения доступности и повышения качества товаров, которое обусловлено полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления [3].
Кроме того, одной из главных составляющих инвестиционной привлекательности региона являются успешно реализованные инфраструктурные проекты, что требует участия сторон государственно-частного партнёрства в реализации инвестиционных проектов. Именно этот механизм вызывает наибольший интерес у инвесторов, ведь одним из основных вопросов, которым задаётся инвестор перед реализацией инвестиционных проектов, является стоимость подключения к инфраструктуре. Поэтому для стимулирования активности потенциальных инвесторов необходимо обеспечить проекты инфраструктурой, в том числе и за счёт средств из консолидированного бюджета.
Роль регионов в реализации проектов на основе ГЧП значительна. Структура проектов ГЧП по уровню субъектов представлена на рисунке 2.
|
Рис. 2. Распределение числа ГЧП-проектов в РФ в 2014 г., % [5] |
По данным Центра государственно-частного партнёрства, в 60 регионах РФ в 2014 г. разрабатывался и реализовался 131 ГЧП-проект, средний срок реализации проекта – 12,7 лет, следовательно ГЧП-проекты являются одной из форм реализации долгосрочных инвестиционных проектов, в том числе в сфере развития производственной инфраструктуры.
В структуре проектов, реализуемых на основе ГЧП, в ЮФО реализуется всего 10 (7,6% всех проектов), таким образом, округ по этому показателю занимает 6 место из 8 (табл. 3). Большая доля приходится, как и в целом по России, на социальную сферу (50%), на втором месте – транспортная сфера (30%), на третьем – коммунальная сфера (20%).
Таблица 3. Сравнительная таблица реализации ГЧП-проектов по сферам и федеральным округам РФ в 2014 г. [5]
Наименование федер. округа |
Коммунальная сфера |
Социальная сфера |
Транспортная сфера |
Энергетическая сфера |
Общий итог |
ДВФО |
0 |
0 |
2 |
2 |
4 |
ПФО |
9 |
17 |
5 |
3 |
34 |
СЗФО |
4 |
8 |
7 |
4 |
23 |
СКФО |
0 |
3 |
0 |
1 |
4 |
СФО |
1 |
10 |
6 |
7 |
24 |
УФО |
2 |
6 |
2 |
1 |
11 |
ЦФО |
5 |
7 |
5 |
4 |
21 |
ЮФО |
2 |
5 |
3 |
0 |
10 |
Общий итог |
23 |
56 |
30 |
22 |
131 |
Также следует отметить, что большинство из ГЧП-проектов в РФ в 2014 г. находились на стадии реализации – 57% и разработки – 24% [5].
Существуют 3 основных источника финансирования проектов ГЧП, которые чаще всего используются в комбинации:
1. Государственные субсидии.
2. Коммерческое кредитование.
3. Акционерный капитал.
Коммерческое кредитование может покрывать 70-90% потребности в финансировании и включает в себя предоставление банковского кредита, либо покупку выпускаемых частным партнёром.
Банковский кредит является наиболее распространённой формой коммерческого кредитования в государственно-частном партнёрстве. Для предоставления кредита проект должен быть кредитоспособным, а сам кредит в ГЧП долгосрочным, по низким процентным ставкам и с большим объёмом предоставляемых средств.
Банковский кредит предоставляется:
— напрямую частному инвестору (корпоративное финансирование);
— специальной проектной компании (СПК), обычно создаваемой в форме открытого акционерного общества для участия в проекте ГЧП в качестве частного партнёра (проектное финансирование) [6].
Особенности корпоративного и проектного финансирования представлены в таблице 4.
Таблица 4. Особенности корпоративного и проектного финансирования*
Корпоративное финансирование |
Проектное финансирование |
Полный регресс на активы заёмщика |
Отсутствие или существенное ограничение регресса на активы и денежные средства инвесторов |
Анализ текущих денежных потоков и баланса заёмщика |
Существенная прозрачность денежных потоков (за счёт проработанной структуры и отделения проекта от основной деятельности инвесторов) |
Кратко- и среднесрочный период финансирования |
Долгосрочный характер финансирования |
Существенное значение кредитного рейтинга заёмщика |
Обеспеченность возврата средств денежными потоками и активами проекта |
*составлено автором на основе [6]
Таким образом, проектное финансирование имеет ряд преимуществ по сравнению с корпоративным финансированием.
Ключевой проблемой, возникающей при реализации ГЧП в Российской Федерации, является неразвитость кредитной системы в плане долгосрочного проектного финансирования. Как правило, долгосрочные кредиты на реализацию проектов дают государственные банки, что часто сопровождается непрозрачностью и неэффективностью распределения средств.
Высокая капиталоёмкость большинства инвестиционных проектов создания и модернизации региональной инфраструктуры и территориально-отраслевых кластеров приводит к необходимости использования новых инструментов финансового обеспечения ГЧП. Одним из них может быть синдицированный кредит.
Синдицированный кредит как источник финансирования обладает следующими преимуществами в сравнении с другими инструментами:
— позволяет банкам аккумулировать средства для финансирования крупных заёмщиков, что актуально для большинства российских банков в силу ограниченности их ресурсов;
— позволяет избежать чрезмерной концентрации рисков, распределяя их между участниками объединения (синдиката), что способствует повышению устойчивости всей банковской системы в целом;
— механизм его использования проще, чем привлечением больших сумм денег через облигационный заём, а иногда и дешевле.
Синдицированное кредитование поддерживается регулирующими органами: Банк России называет синдицированные кредиты одним из инструментов по управлению рисками.
Несмотря на множество преимуществ, этот инструмент пока редко используется на внутреннем банковском рынке, отечественные банки предпочитают пользоваться услугами зарубежных синдикатов [7].
В рамках «Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2020 года» разработана следующая система инвестиционных приоритетов Краснодарского края и точек экономического роста:
1. Развитие приоритетных отраслей экономики и территориальных кластеров Краснодарского края.
2. Модернизация и развитие региональной инфраструктуры, обеспечивающей потребности субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности.
3. Развитие системы прогнозирования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров в соответствии с потребностями инвесторов.
4. Развитие механизмов поддержки субъектов инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности.
5. Формирование регионального финансового рынка [8].
Базовым механизмом привлечения инвестиций в Краснодарский край (помимо Единой системы инвестиционных предложений Краснодарского края, целевого поиска инвесторов, организации участия края в презентационно-выставочных мероприятиях, продвижения инвестиционного потенциала региона с использованием сети Интернет) должно стать развитие государственно-частного партнёрства в 2015-2020 гг.
По данным центра развития государственно-частного партнёрства, проводившего исследования с целью определения уровня развития субъектов РФ в этом направлении и систематизации накопленного опыта, в составе Южного Федерального округа среди лидеров находится именно Краснодарский край (11 место по РФ) [9].
В перспективе до 2020 г. в Краснодарском крае планируется продолжение работы по системному развитию и совершенствованию механизмов государственно-частного партнёрства:
— использование на практике регионального инвестиционного фонда (из средств краевого бюджета);
— развитие сотрудничества с крупнейшими финансовыми институтами России [8].
На данный момент в Краснодарском крае реализуются проекты с помощью механизма ГЧП на сумму более 12 млрд руб.:
— 3 в сфере образования;
— 2 в сфере транспорта;
— 1 в топливно-энергетическом комплексе;
— 1 в сфере строительства;
— 10 в сфере курортов и туризма [10].
Уже реализованы с использованием механизма ГЧП следующие инвестиционные проекты (табл. 5).
Таблица 5. Реализованные в Краснодарском крае инвестиционные проекты с помощью ГЧП*
Наименование инвестора |
Описание проекта |
Форма ГЧП |
Объём инвестиций, руб. |
ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум» |
Строительство детского сада на 80 мест в ст. Старомышастовской |
Заключение договоров аренды с инвестиционными обязательствами арендатора (передача объекта на возмездной основе публичному партнёру) |
61 000 000 |
ЗАО «Золотая корона» |
Внедрение и эксплуатация автоматизированной системы оплаты проезда в г. Краснодар |
Заключение договоров аренды с инвестиционными обязательствами арендатора |
16 050 000 |
ООО «Сити-Парк» |
Предоставление права застройки и реконструкции квартала № 31 центральной части г. Краснодар, при этом объекты внешнего инженерного и коммунального назначения переходят в собственность администрации |
Заключение договоров аренды с инвестиционными обязательствами арендатора |
1 500 000 000 |
ИП Уткин |
Создание туристско-рекреационного кластера «Абрау-Утриш» в г. Новороссийск. Строительство базы отдыха «Корвет» |
Определённые обязательства частного и публичного партнёров (инфраструктура со стороны партнёра) |
96 200 000 |
ООО Инвестиционная компания «АЗАК» |
Строительство дома со встроенной в 1 этаж поликлиникой в г. Приморско-Ахтарск с последующей передачей поликлиники в собственность города |
Заключение договоров аренды с инвестиционными обязательствами арендатора (передача объекта на безвозмездной основе публичному партнёру) |
156 000 000 |
ООО «Еврохим» |
Строительство спорткомплекса в г. Белореченск |
Определённые обязательства частного (79 млн руб.) и публичного (246,07 млн руб.) партнёров |
327 070 000 |
* составлено автором на основе [10]
Таким образом, можно заключить, что дальнейшее снижение объёмов инвестирования в основной капитал неизбежно приведёт к ещё большей стагнации во всех отраслях экономики, особенно в отраслях реального сектора. Для повышения инвестиционной привлекательности региона необходимо использование банковского кредитования, а значит и решение всех существующих проблем в банковском секторе, которое должно осуществляться по трём направлениям:
— долгосрочного кредитования;
— инвестиционного банковского кредитования;
— государственно-частного партнёрства с банковским посредничеством.
Следующие меры поспособствуют решению назревших за последние десятилетия проблем, а, значит, и обеспечат стабильное функционирование инструмента банковского кредитования:
— дальнейшая разработка механизмов аккумуляции долгосрочных ресурсов и капитализации банков, снижения инвестиционных и кредитных банковских рисков;
— создание благоприятных макроэкономических и институциональных условий для всех его участников;
— усиление системы рефинансирования Банка России как инструмента поддержки инвестиционного кредитования (введение рефинансирования на более длительные сроки под залог требований по инвестиционным проектам, выпуск проектных облигаций, обеспечение равного доступа банков к рефинансированию);
— развитие новых финансовых инструментов и технологий (безотзывных вкладов, депозитных сертификатов с льготным режимом страхования, облигационных займов с ипотечным покрытием);
— повышение прибыли банков как важнейшего источника капитализации, введение льгот в налогообложении прибыли, направляемой на увеличение банковских ресурсов;
— создание условий для повышения масштабов использования синдицированных кредитов российскими банками.
Библиографический список
1. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. URL: http://fedstat.ru/indicators/start.do
2. Игонина Л.Л. Инвестиционные кредиты коммерческих банков в финансировании реального сектора российской экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 4-1. – С. 97-101.
3. Карпович Н.К. К вопросу о развитии государственно-частного партнёрства на региональном уровне // Новые технологии. – 2015. – №3. – С. 50-56.
4. Игонина Л.Л. Банки и инвестиционный процесс // Финансы и кредит. 2008. – №27. – С. 2-6.
5. Лапаев С.П., Герасименко Т.И., Чмышенко Е.Г., Тихонов Н.Б. Современное организационно-экономическое обеспечение развития производственной инфраструктуры в регионе // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – №4(179). – С. 295-303.
6. Завадская В.В., Савка Д.А. Ключевые вопросы привлечения внебюджетного финансирования в проекты ГЧП: участие институтов развития и финансирующих организаций // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №8-9. – С. 43-48.
7. Данченко О. Инструментарий государственно-частных партнёрств для активизации инвестиций в инфраструктурные проекты // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – №1. – С. 135-142.
8. Инвестиционная стратегия Краснодарского края до 2020 года // Инвестиционный портал Краснодарского края [Электронный ресурс]. URL: http://investkuban.ru/strat_plan17.html
9. Рейтинг регионов ГЧП 2014-2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG-Block_26-0302015_web.pdf
10. Инвестиционный портал Краснодарского края [Электронный ресурс]. URL: http://investkuban.ru/
BANK CREDITING AS AN INSTRUMENT FOR INCREASING THE INVESTMENT
ATTRACTIVENESS OF THE REGION
A.E. Zhadan, graduate student
Kuban state university
(Russia, Krasnodar)
Abstarct. The article has substantiated the necessity of solving bank crediting problems to increase the investment attractiveness of the region. It has been analyzed the banking sector conditions and viewed its basic issues in the article. The author has proposed the measures to improve the banking system, which would be able to increase the investment attractiveness of the region.
Keywords: bank crediting, investment attractiveness, region, investment, public-private partnership, Krasnodar Krai, banks.