Переход Е.К. Банк России как главный инвестор экономики страны // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 1. №4. – С. 130-133

БАНК РОССИИ КАК ГЛАВНЫЙ ИНВЕСТОР ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

 

С.А. Переход, магистрант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. Переход к догоняющей модернизации и устойчивому экономическому росту, возможен только на основе расширенного вмешательства «государства развития» (developmental state) и, если Банк России станет «центральным банком развития» (developmental central banking), который будет проводить финансовый дирижизм, направленный на решение структурных проблем в макрофинансах и на создание условий для финансового форсажа и российского «экономического чуда». Для этого нужна модель, опирающаяся на понимание закономерностей современного экономического развития и механизмы, сочетающие в себе стратегическое планирование и рыночную самоорганизацию.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, Банк России, инвестиции, экономический кризис, драйверы развития.

 

 

Чтобы вывести российскую экономику на траекторию роста, в условиях санкций, необходима смена модели финансовой политики, ее переориентация на внутренний спрос и внутреннее развитие реального сектора, повышение монетизации экономики, снижение зависимости от иностранных источников кредитования, повышение экономического суверенитета страны, прекращение немонетарной инфляции, удешевление кредитов, противодействие системным рискам и внешним шокам.

Для реализации этих целей необходимо усиление роли такого важнейшего института экономической политики, как Банк России. Он должен выполнять ту роль, которую играют Центральные банки во всех развитых экономиках первичного источника финансовых ресурсов и кредитора последней инстанции.

Для трансформации его роли Банк России должны быть возложены следующие функции: помимо чисто финансовых задач контроля за инфляцией и валютным курсом – необходимо поставить перед ним задачи, приближающие его к реальной экономике — по поддержанию экономического роста и занятости. Несмотря на то, что в статье 34.1. Федерального закона №86-ФЗ уже указано, что «Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста» [1], пока непосредственной ответственности за эти параметры он не несет.

Более того, на данный момент реализуемая Банком России стратегия «таргетирования инфляции» объективно не соответствует целям развития [2], так как она предусматривает плавающий валютный курс, сужение набора инструментов влияния на финансовый рынок (использование в качестве управляющего параметра только ключевой ставки), открытые границы для трансграничного движения капитала, сжатие денежной массы [3].

Денежно-кредитная политика, разрабатываемая Банком России, должна быть составной частью средне- и долгосрочной государственной экономической политики и обеспечить выполнение её целей и задач. Необходимо продолжить политику расширения функций Банка России приближая его к реальной экономике. Если перед Банком России будут поставлены новые задачи, которые приблизят его к целям стимулирования экономического роста, то тот мощный набор инструментов, которыми располагает Банк России, будет направлен на достижение этих целей, повышая его заинтересованность в решении этих задач. Обеспечение экономики адекватным объёмом финансовых ресурсов (в том числе длинных) по доступной цене создаст благоприятные условия для развития российской экономики.

Банк России должен получить мандат одного из основных макроэкономических регуляторов. Такое функциональное положение центральных банков очень распространено в мировой практике, в соответствии с которой им вменяются такие функции и обязанности:

1. Создание условий для увеличения инвестиций и занятости.

2. Обеспечение стабильности цен (борьба с инфляцией) вместе с валютным регулированием, которую Банк России пытается сейчас выполнять.

3. Обеспечение низкого уровня долгосрочных процентных ставок в российской банковской системе, приемлемого для обеспечения развития экономики. Законодательство регулирующее деятельность Банка России не обязывает обеспечивать экономический рост, что становится проблемой его вовлечения в процесс управления макроэкономическими параметрами.

4. Поддержание долгосрочного роста денежных агрегатов с учетом потенциала увеличения производства.

5. Обеспечение ликвидности банковской системы – функция, которая должна быть вменена в обязанность Банку России, для того чтобы он нес ответственность за развитие и укрепление банковской системы.

6. Действия «исключительно для выполнения задач, направленных на достижение государственных целей» – эта формулировка отсутствует в законодательстве Российской Федерации, регламентирующем правовые основы функционирования ЦБ РФ, что недопустимо. Банк России как финансовый агент государства должен действовать исключительно для выполнения государственных задач и достижения целей, поставленных государством.

Переход к такой многоцелевой денежно-кредитной политике, предусматривающей одновременное достижение целей экономического роста, инфляции и увеличения инвестиций, а также системное управление процентными ставками, обменным курсом, валютной позицией банков, объемом денежной эмиссии по всем каналам и другими параметрами денежного обращения сделает Банк России «центральным банком развития», который будет сочетать финансовый дирижизм, направленный на урегулирование деформации и создание нужных финансовых условий, для развития российского финансового и реального сектора экономики [4].

Очень важно увязать новую денежно-кредитную политику с государственным (бюджетным) механизмом. Такие подходы успешно применяются самыми зрелыми финансовыми системами – США и Японией в течение многих десятилетий. Центральный банк покупает госбумаги, выпущенные своим Минфином, и одновременно осуществляет эмиссию, идущую, соответственно, министерству финансов. Данные долговые бумаги, как правило, не выкупаются обратно, которая предполагает стерилизацию эмитированных средств. Приобретённые долговые бумаги, размещаются на балансе Центрального банка до срока их истечения (т. е. на все 10, 20, 30, 40 лет). Таким образом, экономика страны получает долгосрочные и целевые инвестиционные ресурсы, которые затем мультиплицируются с приоритетными долгосрочными проектами частного сектора (субподрядчиков и т. д.). Важно отметить, что когда истекает срок долговых бумаг то, как правило, происходит новая эмиссия и выкуп новых бумаг, что делает практически бессрочным процесс поддержания долгосрочных ресурсов в экономике. Использование бюджетного финансирования предполагает дефицит федерального бюджета. Ведущие экономики мира опираются именно на такие механизмы (табл.).

 

 

Таблица 1. Дефициты бюджетов и экономический рост

 

Таким образом, связка Центральный банк – Минфин формируют мощный пласт целевых «длинных» денег в соответствии с приоритетами экономической политики (ипотека, малый бизнес, региональные программы и т. д.). Дополняясь иными источниками «длинных» денег (пенсионных, страховых и т. д.), в итоге формируется мощная финансовая среда, которая существенно расширяет возможности для инвестиций.

Мы не можем говорить о равной конкуренции с развитыми странами и тем более рассчитывать на ее успех, если развитые страны используют всю мощь и потенциал своих экономических систем от методов «тонкого регулирования» до прямой государственной поддержки экономики или до информационного воздействия рекомендаций и общих прогнозов, и оценок регуляторов, часто оказывающих на рынок большое воздействие.

Мы же, не даем нашим экономическим властям занять подобающее им важнейшее место в экономической системе, говорим о невмешательстве в экономику и о некой «самодостаточности» рыночных механизмов, которое имеет чисто идеологический оттенок и не выдерживает сколько-нибудь предметного профессионального рассмотрения. А экономика вынуждена в результате опираться исключительно на собственные силы.

Чтобы вывести нашу экономику на траекторию роста, в условиях санкций, необходима смена модели финансовой политики, ее переориентация на внутренний спрос и внутреннее развитие реального сектора, повышение монетизации экономики, снижение зависимости от иностранных источников кредитования, повышение экономического суверенитета страны, прекращение немонетарной инфляции, удешевление кредитов, противодействие системным рискам и внешним шокам.

Реализация этих целей и переход к догоняющей модернизации и опережающему, устойчивому экономическому росту, возможен только на основе расширенного вмешательства «государства развития» (developmental state) и, если Банк России обернется «центральным банком развития» (developmental central banking), который будет проводить финансовый дирижизм, направленный на решение структурных проблем в макрофинансах и на создание условий для финансового форсажа и российского «экономического чуда». Для этого нужна модель, опирающаяся на понимание закономерностей современного экономического развития и механизмы, сочетающие в себе стратегическое планирование и рыночную самоорганизацию.

Эффективная реализация предложенной трансформации требует четкой экономической политики государства и слаженная координация между Банком России, Минфином, Министерством экономического развития, Министерством промышленности и другими экономическими ведомствами.

 

Библиографический список

1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37570 (дата обращения 04.04.2017 г.)

2. Переход С.А., Переход Е.К. Единое валютное пространство как основа экономического рывка стран ЕАЭС // Современные евразийские исследования: Научный журнал / Под ред. Голуба Ю.Г. – Саратов, 2016. – Вып. 4/2016. – С. 71.

3. Переход С.А. Единое валютное пространство: анализ мнений представителей СМИ, общественных и научных кругов стран ЕАЭС, БРИКС, ЕС и США / в сб. лучших работ Второй ступени Конкурса среди молодых экономистов-финансистов пространства ЕАЭС «Валюта ЕАЭС – 2015». – М: Институт экономических стратегий РАН, 2016. – С. 216.

4. Аганбегян А. Г. Размышления о финансовом форсаже // Деньги и кредит. – 2015. – №8. – С. 7.

 

THE BANK OF RUSSIA AS THE MAIN INVESTOR OF THE ECONOMY

 

S.A. Perekhod, graduate student

Russian presidential academy of national economy and public administration

(Russia, Moscow)

 

Abstract. The transition to catching-up modernization and advanced, sustainable economic growth is possible only on the basis of the expanded intervention of the «developmental state» and, if the Bank of Russia turns into a «developmental central banking», which will conduct financial dirigism aimed at The solution of structural problems in macro finance and the creation of conditions for a financial afterburner and a Russian «economic miracle». This requires a model based on an understanding of the laws of modern economic development and mechanisms that combine strategic planning and market self-organization.

Keywords: monetary policy, Bank of Russia, investment, economic crisis, development drivers.