Петрова Е.А. Антикризисные подходы к организации территориального управления в Российской Федерации в условиях рецессии / Е.А. Петрова, В.В. Калинина, А.В. Шевандрин // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №8. — С. 109-114.

АНТИКРИЗАСНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕЦЕССИИ

 

Е.А. Петрова, д-р экон. наук, профессор

В.В. Калинина, канд. экон. наук, доцент

А.В. Шевандрин, канд. экон. наук, доцент

Волгоградский государственный университет

(Россия, г. Волгоград)

 

Аннотация. В статье рассматривается опыт отечественной практики проводимых антикризисных мероприятий в регионах РФ, проанализированы основные направления регулирования и стабилизации российской экономики: усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости; сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала; программы в сфере ЖКХ и жилищного строительства; развитие малого и среднего бизнеса; развитие туристической деятельности.

Ключевые слова: антикризисные подходы, территориальное управление, антикризисные мероприятия.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Трансакционный механизм модернизации системы территориального управления в условиях преодоления посткризисной рецессии»), проект № 15-12-3406.

 

 

Введение. Со времени глобального кризиса прошло уже семь лет, однако, за этот период территориальные органы управления столкнулись с новыми вызовами и угрозами экономического развития. Напряженная макроэкономическая ситуация, сложившаяся в связи с изменениями внешнеэкономической и политической конъюнктуры, усиливает вероятность рисков для устойчивого и динамичного развития российских территорий. Действия масштабных международных санкций и ответных санкций со стороны России по ограничению импорта на отдельные товары на один год не смогут существенно повлиять на рост внутреннего производства, но при этом ограничат возможность инвестиций в условиях неопределенности.

Анализ имеющейся отечественной практики антикризисных мероприятий показывает, что сегодня необходимо более четкое определение потенциальных возможностей региона в условиях посткризисной рецессии и обмена санкциями, которые позволят определить возможные точки роста. При этом ключевым должны стать механизмы не только выявления потенциальных направлений развития, но и меры по продвижению региона в целом и муниципальных образований в частности. Очень важно, каким является имидж территории как внутренней, так и во внешней среде. Ряд регионов, например, Ленинградская область, – внесли в свои программы целый раздел, посвященный вопросам формирования имиджа и продвижения территории [1].

Материал и результаты исследования. Анализ принятых и реализуемых программ субъектами РФ позволяет выделить общие подходы в антикризисном управлении. Практически все антикризисные программы включают следующие направления регулирования: усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости; сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала; программы в сфере ЖКХ и жилищного строительства; развитие малого и среднего бизнеса; развитие туристической деятельности [2].

Многие антикризисные региональные программы не меняют приоритеты среднесрочной политики регионов [3]. При этом в 23 регионах запланировано сокращение расходов в качестве антикризисной меры, в 21 регионе – на содержание аппарата. Минимизацию затрат с поиском источников повышения доходов сочетают лишь 7 регионов. Самые популярные меры региональных антикризисных программ – финансовая поддержка: так, малому бизнесу помогают в 62 регионах, реальному сектору – в 59.

В качестве минимизации последствий кризиса регионы чаще всего определяют социальную поддержку населения, меры по поддержке бизнеса. Отметим некоторые примеры мер социальной поддержки: в Ленинградской области предусмотрена организация оздоровления в приоритетном порядке детей и подростков, родители которых высвобождены с предприятий Ленинградской области; в Кемеровской области выделены средства из областного бюджета на приобретение коров и сена многодетным семьям (воспитывающим трёх и более детей), проживающим в сельской местности, пригороде или рабочем посёлке»; во многих регионах закреплено досрочное оформление пенсии.

В первом квартале 2009 года были разработаны региональные программы занятости населения, но только 15 субъектов РФ оказались готовыми в установленные сроки подписать соответствующие программы. По оценке Федеральной службы по труду и занятости, наиболее успешно данные программы реализуются в Тверской, Ивановской, Ульяновской, Белгородской, Тульской областях, в Красноярском крае, а также в республике Татарстан. Основные направления мероприятий этих программ сводятся к следующему:

1. Опережающее профессиональное обучение в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).

2. Организация общественных работ, временное трудоустройство безработных граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения.

3. Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.

4. Организация стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений.

5. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Среди мер в данном направлении отмечаются: предоставлении грантов на создание собственного дела начинающим предпринимателям (Вологодская область до 300 тыс. руб., в Липецкой области – предоставление субсидий начинающим молодым предпринимателям для организации собственного дела; в Томской области (в рамках проекта «Первый шаг») – предоставление стартового капитала на создание собственного дела в размере среднегодового объёма пособия по безработице (от 35 до 50 тыс. рублей)).

В качестве меры борьбы с ростом безработицы в регионах рассматривается вопрос регулирования потоков трудовых иностранных мигрантов: республика Башкортостан: «Ограничить использование труда мигрантов»; Белгородская область: «Регулирование численности трудовых мигрантов должно основываться на заявках работодателей».

Также следует отметить имеющийся опыт других регионов для предприятий, готовых увеличивать объёмы производства, а также для привлечения инвесторов для создания новых рабочих мест, позволяющий стимулировать развитие тех направлений бизнеса, которые являются конкурентоспособными: так антикризисная программа Ленинградской области предусматривает освобождение от платы за подключение к источникам энергоснабжения (либо предоставление рассрочки) предприятиям, которым для увеличения объёмов производства продукции требуются дополнительные электрические ёмкости, осуществление формирования промышленных зон и привлечение девелоперов для обеспечения их инженерно-технической и транспортной инфраструктурами в целях привлечения инвесторов для строительства современных высокотехнологичных производств и сокращения сроков строительства и ввода объектов в эксплуатацию»; в Челябинской области предлагается увеличение для микропредприятий предельного размера дохода, дающего право на применение упрощённой системы налогообложения, до 60 млн. рублей в целях снижения налоговой нагрузки, а также освободить от обложения налогом на прибыль средства, выделенные субъектам малого и среднего бизнеса для оказания финансовой поддержки в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ»; в Пермском крае предлагается поддержание региональной ставки налога на прибыль меньше, чем среднероссийской, в целях создания условий для перевода производства из других регионов страны».

Следует отметить ещё один обсуждаемый (по данным открытых источников) возможный пункт программы антикризисных мер – это создание трудоёмких производств: программа технического перевооружения должна сосуществовать с программой занятости населения.

Практически все регионы в своих программах говорят о стимулировании внутреннего спроса, о переориентации своих региональных предприятий на внутренний спрос, чтобы можно было проводить импортозамещающую политику. Сегодня практически все регионы так или иначе занимаются протекционизмом своей продукции. «Покупай пермское!», «Покупай кузбасское», «Покупай НАШЕ» (Саратовская область), «Липецкий продукт», «Покупай местное» (Иркутская область) и многие другие программы действуют сегодня в регионах. На уровне субъектов РФ реализуются следующие мероприятия: обеспечение приоритетности закупок продукции местных производителей на средства консолидированного бюджета региона, продвижение продукции местных производителей в торговых сетях, разработка программ замещения импортной продукции товарами собственного производства и т. д. Например, в Иркутской области директорам муниципальных учреждений образования и здравоохранения рекомендовано заключать прямые договоры с производителями продуктов на тех территориях, на которых они находятся. По мнению региональной власти, это позволит устранить посредников между производителями и потребителями (и, естественно, понизит цену продуктов питания), сократить расходы на складские помещения. Одновременно ожидаются от местных производителей товары высокого качества. В республике Башкортостан рассматривается возможность снижения налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет республики, для российских инвесторов. Органам местного самоуправления рекомендовано установить временные льготы на единый налог, на вменённый налог для отдельных видов деятельности и земельный налог. В республике Карелия рассматривается вопрос более чёткого определения перечня продукции, которую необходимо продвигать, как внутри республики, так и за её пределами. По мнению экспертов, данный перечень может использоваться как самостоятельное издание для различных выставок и презентаций, а также как информация для СМИ, в т. ч. региональных, соседних регионов, федеральных. Кроме того, важно чётко определить аудитории, которые необходимо информировать об уникальных свойствах карельской продукции и работать адресно – там, где это даст максимальную отдачу. Считается, что продвижение возможностей республики имеет дополнительный мотивирующий фактор и для внутренней аудитории. Так, использование наружной и печатной рекламы в Петрозаводске для продвижения каждого из районов Карелии поможет не только привлечь в эти районы инвестиции и туристические потоки, но и будет способствовать росту патриотизма среди жителей республики. В Пермском крае постоянно проходят акции по снижению цен на товары пермского производства в сетях «Пятёрочка», «Семья», «Виват», «Седьмой континент» и других. В Саратовской области с учётом структуры региональной промышленности в качестве одного из направлений, обеспечивающих стабильную систему спроса, выделяют государственный оборонный заказ.

Практически все программы в качестве одной из антикризисных мер предусматривают поддержку системообразующих предприятий. В федеральном списке их на сегодняшний день 295, в дополнение к которому Минрегион и субъекты Федерации составили своё региональное дополнение из 1148 предприятий. По мнению экспертов (из открытых источников), на их поддержку государство выделило 50 млрд. рублей. До предприятий через Внешэкономбанк дошли лишь 11 млрд. рублей, то есть 1/5 часть. В марте закончился опрос системообразующих предприятий, при этом ни одна компания не подтвердила получение денег по этой статье, за исключением АвтоВАЗа. Эксперты считают, что, во-первых, это небольшая сумма, а в региональных бюджетах денег на поддержку этих предприятий просто нет, во-вторых, списки системообразующих предприятий ослабили их экономическую активность (зачем вообще что-либо предпринимать, если попадание в «перечни» обещает решение всех проблем), в-третьих, это деньги налогоплательщиков и они должны направляться на общественно значимые цели, а не на поддержку частного конкретного предприятия. А в республике Коми в качестве дополнительного пункта антикризисного плана рассматривается вопрос о сокращении заработной платы топ-менеджерам системообразующих предприятий из правительственного списка.

Большое внимание в антикризисных программах регионов уделяется сфере ЖКХ и жилищному строительству, в частности, созданию товариществ собственников жилья, упрощению процедур получения и оформления земельных участков, а также ведения индивидуального жилищного строительства. Липецкая область: «Безвозмездная разработка типовых правил землепользования и застройки сельских поселений, что даст возможность подготовить схемы зонирования и разрешения на строительство на отдельных частях территорий сельских поселений». Саратовская область: «Сокращение сроков получения разрешительной документации в целях жилищного строительства до 170 дней»; «Обеспечение формирования земельных участков для комплексной малоэтажной застройки»; «Завершение оснащения многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учёта и потребления коммунальных ресурсов». Ленинградская область: «Заключение соглашения с ОАО «Сургутнефтегаз» на 2009 год о фиксировании цен на нефтеносители для ОАО «Киришинефтеоргсинтез» в части производства мазута для теплоснабжающих предприятий Ленинградской области в целях недопущения резкого повышения коммунальных тарифов»; «Упрощение процедуры размещения объектов капитального строительства регионального значения за счёт принятия документов территориального планирования, градостроительного зонирования, а также материалов по обоснованию проектов документов территориального планирования»; «Подготовка методических рекомендаций с комплектом типовых документов по включению земельных участков в границы населённых пунктов и установлению (изменению) регламента их использования, в первую очередь, для размещения производственных и рекреационных объектов, индивидуального жилищного строительства»; «Оказание помощи органам местного самоуправления по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования»; «Рассмотреть возможность упрощения процедуры получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства», Вологодская область: «Реализация проекта «1000» строительство индивидуальных жилых домов в сельской местности гражданами, уволенными с работы в 2008-2009 годах». Участвуя в этом проекте, человек получает возможность почти в 2 раза сократить стоимость строительства дома. Мурманская область: «Подготовка обоснований по возможному субсидированию из средств областного бюджета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для компаний-застройщиков социального жилья». Республика Башкортостан: «Необходимость использования механизма частно-государственного партнёрства для создания инженерных коммуникаций». Другие регионы: «Сохранение рабочих мест за счёт реализации инфраструктурных проектов, организации капитального ремонта многоквартирных домов и дорожного строительства»; «Разработка и внедрение стимулирующих мер по созданию новых рабочих мест в сельской местности, в т. ч. путём упрощения механизмов наделения земельными участками и передачи государственного имущества в аренду».

Следует отметить внимание регионов к развитию туристической деятельности. Отмечается, что, во-первых, развитие туризма повлечёт за собой и становление сопутствующего мелкого и среднего бизнеса – это сувенирное дело, гостиничное, экскурсоводное; во-вторых, это снижение числа безработных; в-третьих, расширение географии туристических мест региона. Так, например, республика Карелия: «Организовать и объявить конкурсы на «Лучший турпродукт Карелии», лучший район, занимающийся развитием туризма, лучшую турфирму, привлекающую туристов в республику».

В качестве одной из антикризисных мер в регионах рассматривается бенчмаркинг. Отмечается целесообразность изучения лучших антикризисных практик, как внутри региона, так и за его пределами. Для Волгоградской области важно анализировать в первую очередь антикризисные меры соседей по Южному федеральному округу, а также соседних областей – Саратовской, Воронежской и т. д. Такой мониторинг должен быть также одной из антикризисных мер, поскольку он позволяет не только координировать со своими соседями, но и искать возможности для совместных проектов, в т. ч. на сопредельных территориях. Так, в Вологодской области действует программа «Российские губернаторы в глубинке», в рамках которой на территории одного из районов области регулярно проходит межрегиональная ярмарка, в которой принимают участие и соседние регионы.

Российские эксперты отмечают, что сегодня у тех руководителей, кто на уровне местного самоуправления реализует мероприятия антикризисного характера, не всегда хватает опыта такой работы. В этой связи важно учить руководителей антикризисному менеджменту, методикам, направленным на повышение эффективности управления, а также наладить постоянное взаимодействие и обмен информацией, как между региональной антикризисной комиссией и муниципальными комиссиями, так и на межмуниципальном уровне. В антикризисном плане Ленинградской области это сформулировано так: «Внедрение программ опережающего обучения региона для представителей работодателей, руководителей региональных образовательных учреждений профессионального образования, руководителей центров занятости».

Анализ антикризисных мер по информации, представленной регионами в июне 2009 года в Правительство РФ, показал, что из 83 субъектов Российской Федерации можно выделить 8 регионов, где реализуются наиболее успешные антикризисные меры.

 

Библиографический список

1. Постановление Правительства Ленинградской области от 30.03.2009 N 81. О предложениях в Программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации и дополнительных антикризисных мерах Правительства Ленинградской области на 2009 год. Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/dg-pravo/t8a/index.htm.

2. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год. Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/03/20/programma-antikrisis-dok.html.

3. Николаев И.А. Российские регионы в борьбе с кризисом. Аналитический доклад. – Москва, 2009. Режим доступа: http://www.fbk.ru/upload/images/anticrisis-regions.pdf.

 

 

ANTI-RECESSIONARY APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF TERRITORIAL ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION RECESSIONS

 

EA Petrova, doctor of economic sciences, professor

VV Kalinina, candidate of economic sciences, associate professor

AV Shevandrin, candidate of economic sciences, associate professor

Volgograd state university

(Russia, Volgograd)

Abstract. In article experience of domestic practice of the held anti-recessionary events in regions of the Russian Federation is considered, the main directions of regulation and stabilization of the Russian economy are analyzed: strengthening of social protection of the population, providing guarantees of social and medical care, state support of the sphere of employment; preservation and development of industrial and technological potential; programs in housing sector and housing construction; to development of small and medium business; development of tourist activity.

Keywords: anti-recessionary approaches, territorial administration, anti-recessionary actions.