Сизонтов, А. Е. Анализ современных систем управления автотранспортом и их роль в логистическом менеджменте / А. Е. Сизонтов. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 164-168.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТОМ И ИХ РОЛЬ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

А.Е. Сизонтов, аспирант

Омский государственный университет путей сообщения

(Россия, г. Омск)

 

Аннотация. В статье рассмотрены российские системы управления транспортом и их европейский аналог. Проанализированы функциональные возможности данных систем и сделан вывод о возможности применения и адаптации европейского опыта для российских систем управления транспортом. В процессе исследования была определена роль систем управления транспортом в концепции логистического менеджмента.

Ключевые слова: система управления транспортом, Innotransmer, грузовой автомобильный транспорт, маршрут, эффективность, логистический менеджмент.

 

 

С развитием экономики любой страны происходит значительное увеличение спроса на транспортные услуги, возрастает потребность в перевозке грузов и пассажиров как внутри страны, так и на международном уровне. В России в силу своей относительной дешевизны, высокой скорости доставки наибольшей популярностью пользуются автомобильный и железнодорожный транспорт. В случае автомобильного транспорта дополнительным преимуществом является возможность доставки «от двери до двери». При удовлетворении возрастающего спроса на транспортировку одним из ключевых моментов выступает построение эффективных маршрутов транспортировки. Эффективных как с позиции социальных и экономических аспектов, так и с позиции экологии. Для построения эффективного маршрута необходимо наличие системы управления транспортом.

Проблемы управления транспортом исследовали многие ученые, среди них можно перечислить следующих: Н.А. Атрохова, В.М. Бобкову, С.Г. Бычкову, А.В. Вельможина, В.В. Гасилова, О.В. Гончарук, Я.В. Григорьеву, И.И. Заметалина, В.В. Зырянова, А.Х. Касимова, А.Б. Мальцева, Л.Б. Миротина, Р.А. Миянова, С.М. Мочалина, В.П. Николаева, В.И. Николина, В.А. Персианова, С.М. Резер, О.Г. Солнцеву, О.А. Элтухова.

Планирование и построение эффективного маршрута транспортировки определяет качество перевозки и степень удовлетворенности конечного потребителя. В случае ошибок при формировании маршрута транспортная компания не способна осуществить доставку товаров в срок, т.е. не выполняется основная цель логистики – товар нужного качества и количества должен быть доставлен в нужное время и в нужное место. Данная ситуация влечет убытки как финансового характера, так и в области имиджа, лояльности клиентов.

При организации перевозки и формировании маршрута, в частности, необходимо произвести сбор данных для ответа на четыре ключевых вопроса:

1. Объем перевозки грузов. Данная информация необходима для расчета потребности в транспортных средствах, топливе, рабочей силе.

2. Пункт доставки. Данная информация необходима для расчета расстояния, времени транспортировки (продолжительность) – прогноз времени прибытия груза.

3. Возможность использования различных видов транспорта. Данная информация необходима в случае транспортировки на большие расстояния, т.к. с позиции логистики комбинированная перевозка более эффективная в отношении финансовых затрат, а также таможенного оформления. Следует отметить, что данная информация определяется пунктом доставки, например, если он находится на другом континенте.

4. Насколько эффективно перевозится груз. В данном случае подразумевается информация о затратах на транспортировку, информация о загрузке транспортных средств.

Для ответа на поставленные вопросы транспортной компании необходимо внедрение системы управления транспортом.

Система управления транспортом (английский вариант написания TMS – Transport Management System) представляет собой программный комплекс в помощь специалисту по логистике, менеджеру предприятия, позволяющий отслеживать перемещение транспорта, планировать его маршрут, выбирать подходящий тип транспортного средства, оперативно вносить корректировки в маршруты [1].

Именно спутниковый мониторинг часто путают с самой системой управления транспортом, в то время как у TMS гораздо шире функционал, и мысль, что система предназначена только для мониторинга ошибочна. Основные возможности системы TMS:

 планирование рейсов с учётом информации о складах, клиентах, заправках, режимах работы, временных окон, смен и прочих условий;

 генерация маршрутных листов, формирование отчётных ведомостей;

 контроль за выполнением поставок онлайн;

 выбор наиболее оптимальных решений при планировании маршрутов [1].

Эффективная TMS – это система, выполняющая функции планирования, контроля и оценки показателей на каждой стадии транспортировки, покрывающая все уникальные потребности организации, легко интегрируемая с системами ERP и со складским модулем. Таким образом, система управления транспортом совершенствует исполнение транспортных услуг и стимулирует рост прибыли за счет своевременности доставок, увеличения скорости реакции на изменения, строгого контроля издержек, уменьшения затрат на персонал, снижения транспортных расходов [2].

Рынок отечественных систем управления транспортом разнообразен, но в связи с развитием информационных и облачных технологий происходит и переход от «коробочных» изданий в сторону облачного хранения и online сервисов.

В качестве примера выбраны и изучены следующие системы управления транспортом: «Муравьиная логистика», «LogExpert» и «TMS Логистика» от компании Generix Group.

Функционал и возможности перечисленных систем очень схожий и представляет собой следующие позиции:

1. Получение информации по прохождению точек маршрута.

2. Максимальная и эффективная загрузка всего автопарка компании.

3. Автоматизация автопарка компании.

4. Осуществление планового контроля работы водителей и экспедиторов.

5. Гибкое управление наемным транспортом.

6. Ведение расчета и учет фактических затрат.

7. Учет и контроль ГСМ транспорта компании.

8. Уменьшение пробега всего автопарка за счет построения оптимальных маршрутов.

9. Выбор и отправка на более длинные расстояния автомобилей с меньшим расходом топлива.

10. Распределение сложных маршрутов на более опытных водителей и экспедиторов.

11. Точный расчет времени прибытия, ожидания и отправления транспортного средства по точкам маршрута.

12. Внедрение спутникового мониторинга транспорта [35].

Далее следует обратиться к опыту зарубежных стран. В Европе транспортная логистика ориентирована не только на повышение эффективности транспортировки с точки зрения затрат, не маловажную роль играет экология. Причем вопрос эффективности транспортировки с позиции экологии находится под государственным контролем, инициатором идей выступают органы власти и общество, граждане. В Европейской действительности существует система под названием Innotransmer Project. В рамках этой системы разработан инструмент расчета, который оценивает эффективные маршруты на основе ключевых переменных:

1. Внутренние и неотъемлемые транспортные переменные:

 Мощность транспортного средства.

 Тип топлива.

2. Внешние переменные:

 Тип дороги / рельефа.

 Метеорологические факторы.

 Транспортировка груза и инерция транспортного средства [6].

Таким образом, транспортные компании могут определять время в пути, стоимость топлива и выбросы парниковых газов для конкретной конфигурации транспортного средства и количества перевозимых грузов по выбранному маршруту. Это способствует выбору наиболее эффективного маршрута от источника заказа до пункта назначения. Этот эффективный инструмент оценки транспорта также позволяет определять эффективные маршруты с позиции экологичности, так называемые «зеленые коридоры» в дорожной сети.

При оценке стоимости транспортировки для конкретного маршрута проект Innotransmer автоматически получает данные о расстоянии и средней скорости для маршрута с Google Maps и определяет стоимость транспортировки, соответствующую этому маршруту. Также во вкладке «Эффективный маршрут» возможно построение маршрута по двум моделям: «Фиксированная стоимость» и «Настраиваемые расходы» [6].

Используя данные о конфигурации транспортных средств, Innotransmer определяет:

1. Общее расстояние поездки.

2. Общее время транспортировки, включая время работы и отдыха водителя.

3. Средняя скорость.

4. Расходуемое топливо.

5. Прямые затраты на транспортировку.

6. Выбросы CO2, учитывая коэффициент выбросов от использования дизельного топлива [6].

В случае использования первой модели построения маршрута невозможно ввести индивидуальные расходы для каждого перевозчика. Для этого существует модель «Настраиваемые расходы», где каждый пользователь может ввести свои собственные затраты, чтобы определить прямые затраты на транспортировку.

Прямые затраты, понесенные транспортным средством в результате его эксплуатации делятся на постоянные и переменные. Постоянные затраты это те, которые не зависят от объема деятельности автопарка, а зависят от времени. Постоянные затраты являются постоянными только для целей краткосрочного анализа. В долгосрочной перспективе они изменяются в связи с изменениями размера предприятия, финансовых договоренностей, арендных и страховых отчислений. Переменные затраты пропорциональны объему деятельности автопарка [6].

Косвенные затраты это затраты, которые не могут быть напрямую связаны с эксплуатацией каждого транспортного средства, но генерируются в результате нормальной работы компании. Они включают следующее:

1. Расходы на инфраструктуру: амортизация, аренда, лизинг объектов (офисы, склады и т.д.), обслуживание и страхование инфраструктуры.

2. Расходы на администрирование и управление: персонал, офисное и ITоборудование, связь.

3. Коммерческие расходы [6].

Также, возможно построение маршрута с указанием седельного тягача, который используется при транспортировке. При построении эффективного маршрута с использованием вкладки «Техника клиента», производится расчет потребления топлива транспортными средствами. Данные о расходе топлива предоставляются производителями для следующих автомобилей:

1. MAN TGS 18.400 EEV, 400 л.с. (EURO V SCR).

2. MAN TGX 18.400 4×2 BLS, 480 л.с. (EURO V SCR).

3. MAN TGA 18.440 XLX, 436 л.с. (EURO V SCR).

4. Volvo FH16 750, 750 л.с. (EURO V SCR).

5. Renault Truck Magnum 520, 519 л.с. (EURO V SCR).

6. Scania G420, 420 л.с. (EURO V SCR).

7. Iveco Stralis 440S45, 450 л.с. (EURO V SCR).

Основываясь на данной информации от производителя осуществляется расчет расхода топлива и выбросов [6]. В Европе законодательно закреплена обязанность производителей автомобилей предоставлять информацию потребителям о расходе и экологичности транспортных средств.

Поскольку в большинстве своем российские автотранспортные компании используют зарубежную технику таких марок как Scania, Man, Daf, Iveco и другие, то можно сделать вывод о возможности и необходимости использования европейского опыта в аспекте включения информации об используемом седельном тягаче при разработке эффективного маршрута. Это мероприятие не должно вызвать серьезных затруднений, поскольку производителям только нужно будет дублировать информацию дилерам в России, которые в свою очередь будут передавать эти данные разработчикам систем управления транспортом. По мнению автора, данный опыт актуален для экологического менеджмента и экологической логистики.

С позиции логистического менеджмента системы управления транспортом имеют важное значение для повышения эффективности транспорта. Поскольку с одной стороны обеспечивается эффективность транспортной компании посредством построения эффективного маршрута, рациональной загрузки транспортных средств, организации и контроля режима работы и отдыха водителей, т.е. обеспечивается контроль безопасности транспортировки. Обеспечивается мониторинг и контроль транспорта, который является составной частью системы управления транспортом. С точки зрения логистического менеджмента данная система выступает своего рода комплексной информационной системой, цель которой – повышение качества и скорости как информационного потока, так и материального. Обеспечивается высокая скорость обмена данными между службами и подразделениями в рамках одной информационной системы, возможность контроля со стороны руководящего персонала, сводится к минимуму эффект «информационного шума». Более того обеспечивается гибкость по отношению к меняющимся внешним факторам.

С другой стороны система управления транспортом обеспечивает прозрачность деятельности компании для потребителей. Повышается лояльность клиента с позиции безопасности и точности доставки грузов. Также компания-владелец системы управления транспортом обеспечивает себе имидж платежеспособного и финансово устойчивого партнера, готового обеспечить качественную транспортировку.

В отношении персонала данные системы предоставляют своеобразные автоматизированные рабочие места. Для руководящего персонала упрощается контроль деятельности работников, снижение оппортунистического поведения персонала в целом. Как говорилось выше, обеспечивается высокая скорость обмена информацией, упрощаются рабочие операции по принятию, обработке и выполнению заказа от потребителей.

Таким образом, системы управления транспортом играют значительную роль при реализации логистического менеджмента в транспортной компании. По существу система управления транспортом является составной частью логистического управления. Логистический менеджмент ориентирован на повышение эффективности компании с помощью комплексных решений в области управления организацией, управления логистикой, управления персоналом. В свою очередь система управления транспортом связана с непосредственным управлением логистикой и является составной частью целостной информационной системы организации, которая необходима при внедрении и реализации логистического менеджмента.

 

Библиографический список

1. Альянс Софт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asoft.by/stati/chto-takoe-sistema-upravleniya-transportom (Дата обращения 14.12.2017)

2. Технология логистических систем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tls-russia.ru/tms-sistema-upravleniya-transportirovkami/ (Дата обращения 17.12.2017)

3. LogExpert Эксперт в логистике [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://logexpert.ru/auto-log/plan/ (Дата обращения 19.12.2017)

4. Муравьиная логистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ant-logistics.com/features.html (Дата обращения 19.12.2017)

5. Generix Group Система управления транспортом (TMS) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.generixgroup.com/ru/система-управления-транспортом-tms (Дата обращения: 19.12.2017)

6. Castanedo J., Pesquera M.A., Casares-Hontañóna P., Coto-Millana P., Borissov V. “Efficient route of freight transport by road, evaluated with Innotransmer, Procedia — Social and Behavioral Sciences, №160, 2014, p. 634-643.

 

 

ANALYSIS OF MODERN MANAGEMENT SYSTEMS OF ROAD TRANSPORT AND THEIR ROLE IN LOGISTIC MANAGEMENT

 

A.E. Sizontov, postgraduate

Omsk state university of ways of communication

(Russia, Omsk)

 

Abstract. The article considers Russian transport management systems and their European analogue. The analysis of the functional facilities of these systems and a concluded is made about the possibility of applying and adapting the European experience for Russian transport management systems. During the research was defined the role of transport management systems in the concept of logistics management.

Keywords: transport management system, Innotransmer, freight road transport, route, efficiency, logistics management.