Гуртуева Ф.А. Анализ проблем реализации государственных программ в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 86-90

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Ф.А. Гуртуева, магистрант

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ. Автором на основе цифровых значений подчеркивается актуальность исследования. С опорой на науку «менеджмент» делается обоснование необходимости внесения ряда ключевых решений в процесс реализации госпрограмм. Сделанные выводы и предложения имеют научно-практическую ценность и могут быть использованы при реализации конкретных решений в рамках выявленных проблем.

Ключевые слова: государственная программа, проблема реализации, эффективность, контроль, риски, несогласованность.

 

 

В эпоху жесткого экономического и политического противостояния с западом, в которую мы вступили в настоящее время, победа будет за теми, чья экономическая модель государства окажется более конкурентоспособной и жизнестойкой. В этих условиях в научном сообществе не сформировалось понимание такой модели. Кроме того, не существует, на данный момент, систематизированности в подходах ее теоретического обоснования. В свою очередь, разработка эффективной макроэкономической модели осуществима при условии наличия всеобъемлющей и объективной информации о всех сферах деятельности.

По мнению автора, основным инструментарием в данном направлении должны служить государственные программы, которые действуют в настоящее время. Актуальность настоящего исследования во многом связана с наличием проблем в их реализации, а также необходимостью поиска решений данных проблем с целью минимизации рисков и повышения их эффективности.

В свою очередь, под государственной программой следует понимать систему мероприятий и инструментов в государственной политике, которые призваны обеспечивать в рамках реализации ключевых государственных функций, достижение целей и приоритетов в государственной политике в сфере безопасности и социально-экономического развития [1, c. 84].

Согласно официальному сайту «Портал госпрограмм РФ» в настоящее время реализуется порядка 44 программ по самым разным направлениям, а именно: обеспечение национальной безопасности, сбалансированное региональное развитие, инновационное развитие и модернизация экономики, эффективное государство и новое качество жизни.

Несмотря на все положительные моменты, реализацию данных программ в целом, нельзя назвать идеальной по причине отсутствия всесторонне продуманной нормативно-правовой базы [5].

В частности, в данном контексте речь идет о дублировании мероприятий в разрезе указанных программ органами исполнительной власти, длительном временном запаздывании их реализации, недофинансировании, что на данный момент наблюдается, неэффективной системой оценки обоснованности бюджетных затрат и системы контроля за достижением поставленных целевых ориентиров. С позиции управления (менеджмента) организации, а государство в данном контексте также можно считать организацией только в более крупных масштабах, данные пробелы и упущения недопустимы, так как оказывают негативное влияние на ход исполнения программ. Так, например, реализация целого ряда государственных программ по итогам 2016 года поставлена под угрозу (рис. 1), что доказывает наличие негативных факторов.

 

 

Рис. 1. Госпрограммы с наименьшим процентом реализации по итогам 2016 года [1, c. 85]

 

 

В части наличия дублирования, наше мнение поддерживается целым рядом исследователей, в частности большинство из них утверждает, что главным фактором успешности внедрения госпрограмм является «предельно иерархичная, жесткая, и максимально исключающая дублирование структура государственных программ».

На практике перечень соисполнителей госпрограммы (в соответствии с распоряжением Правительства №1950-р) может быть уточнен в процессе исполнения программы, а это диктат ответственного исполнителя. Причем ответственный исполнитель не заинтересован в большом количестве соисполнителей ввиду проблем с согласованием и сложностью в управлении, что в последующем приводит к возникновению рисков межведомственного характера при реализации программы [7].

Важно отметить, что основной проблемой на данный момент в реализации госпрограмм является недофинансирование, которое напрямую связано с разразившимся экономическим кризисом. На рисунке 2, представленном ниже видна динамика роста расходов за период с 2013 по 2016 год.

 

 

Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета (2013-2016 гг., млн. рублей) [2, c. 108]

 

 

В свою очередь уровень инфляции в РФ за последние 3 года значительно превысил индексацию бюджета на госпрограммы: 2013 г. – 6,45%, 2014 г. – 11,36%, 2015 г. – 12,2%, 2016 г.7%, что ставит под угрозу их реализацию [6].

Можно предположить, что в целях дальнейшей реализации программ требуется изыскивать и использовать внебюджетные источники, а именно привлекать малый и средний бизнес в сферу реализации программ по принципу государственно-частного партнерства.

Дублирование направлений государственных программ приведено на примере «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков…». На рисунке 3, представленном ниже приводится свидетельство наших доводов.

 

 

 

Рис. 3. Схема дублирования некоторых государственных программ [4]

 

 

В практике существует проблема искусственного включения в госпрограмму совершенно разных сфер деятельности, что усложняет процесс управления программой, и затрудняет определение подведомственности.

 

 

Рис. 4. Пример искусственного включения в госпрограмму разных сфер деятельности

(отраслей)

 

 

В результате реализации данных программ возникают риски их срыва, а также происходит затягивание сроков реализации. Кроме того, возникают противоречия в реализации по подведомственности.

Предлагается использовать следующую внутриотраслевую модель иерархии в рамках исполнения отдельно взятых госпрограмм (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Иерархия внутриотраслевой модели госпрограммы

 

 

Необходимо отметить, что по ряду отраслей из года в год наблюдается срыв программ, в частности по программе «Развитие здравоохранения», «Развитие образования» в части обеспечения учреждений «кадрами», о чем свидетельствует отчет реализации данных программ за 2015 год, опубликованный на официальном сайте Правительства РФ. В свою очередь, не обнаруживается в 2016 году новой подпрограммы с целью решения данной проблемы, что указывает на проблему отсутствия гибкости в решениях в рамках реализации программ [8].

В ряде источников звучит о том, что существует проблема несогласованности по реализации госпрограмм с регионами, что требует ввода дополнительных наблюдательных советов с целью координации деятельности региона в каждой из программ. Однако представляется, что в данном контексте в большей степени проблема связана с несогласованностью между ответственными исполнителем и соисполнителями программы.

В частности, на согласование документа у одного ведомства уходит до 30 дней, а возникающие разногласия или замечания не исключают повторной процедуры согласования. При внесении госпрограммы на рассмотрение Правительству (в среднем около 500 страниц) она должна быть согласована в соответствии с действующим регламентом в течение 10 дней.

Таким образом, у ответственного исполнителя возникают затруднения с своевременным внесением соответствующих поправок и корректировок необходимых для реализации программы в целом.

Резюмируя, следует отметить, что требуется сокращение времени на согласование поправок и внесения изменений в госпрограммы посредством электронного документооборота и сокращения сроков для согласования с соисполнителями.

В части контроля во всех госпрограммах отсутствуют сроки промежуточного контроля со стороны самого исполнителя, что требует внесения соответствующих поправок в государственные программы.

Кроме того, предлагается в целях дополнительного контроля за реализацией госпрограмм подключать представителей «Народного фронта» или создавать на уровне Государственной Думы наблюдательные советы за реализацией программ.

Проблема оценки реализации госпрограмм также не нова и требует особого внимания. С одной стороны в каждую из государственных программ вложены основные критерии, выражающиеся в конкретных показателях. С другой, рассматривая отчетность о реализации госпрограмм, как на уровне субъектов РФ, так и на уровне Федерации необходимо отметить отсутствие в ее содержании отражения ситуации в динамике, что не позволяет сделать в полной мере выводы и спрогнозировать в должной мере определенные изменения и соответственно требуемые мероприятия [3, c. 139].

Таким образом, выявлен ряд проблем, которые тормозят реализацию государственных программ в непростых условиях, связанных с экономическим кризисом, и требуют незамедлительного вмешательства на законодательном уровне.

 

Библиографический список

1. Головина Т.А. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы – последовательное решение проблем для людей с особыми потребностями // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – Т. 3. №4 (44). – С. 84-86.

2. Киреева Н.А., Сухорукова А.М. Проблемы финансового обеспечения государственных программ развития агропромышленного комплекса // Островские чтения. – 2016. — №1. – С. 106-112.

3. Конченкова Т.Н., Шанин С.А. Проблемы реализации государственных программ: оценка и практика применения // Проблемы и механизмы оценки эффективности системы государственного и муниципального управления: теория и практика. – 2016. – С. 138-140.

4. Евдокимова Ю.В. Специфика формирования государственных программ РФ // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25972 (дата обращения: 19.03.2017).

5. Клишина М.А. Практика правового регулирования государственных программ в субъектах РФ // Бюджет [Электронный ресурс]. URL: http://rb-centre.ru/uploads/files/Бюджет_апрель2013_Клишина.pdf

6. Правительство пытается найти идеальный уровень инфляции [Электронный ресурс]. URL: https://www.dp.ru/a/2015/10/20/Idealnaja_infljacija

7. Страдания по госпрограммам [Электронный ресурс]. URL: http://politcom.ru/12403.html

8. Характеристика итогов реализации отдельных государственных программ Российской Федерации в 2015 году. Справка по государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс]. URL:

http://government.ru/media/files/GVZfkj2cdTBBNPAejCeZYjpkWO0qRLU8.pdf

 

 

ANALYZATION OF PROBLEMS OF REALIZATION GOVERNMENTAL

PROGRAMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

F.A. Gurtueva, graduate student

Financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

 

Abstract. This article describes the main problems of implementation of state programs. The author on the basis of digital values highlights the relevance of the study. Based on the science of «management» justification of the necessity to make several key decisions in the process of implementation of government programs. The conclusions and proposals have scientific and practical value and can be used to implement specific solutions in the framework of the identified problems.

Keywords: state program, the problem of implementation, effectiveness, control, risks, inconsistency.