Хачатрян Г.А. Анализ факторов зависимости объемов воздушных перевозок Армении // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №4. – С. 147-157.
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ЗАВИСИМОСТИ ОБЪЕМОВ
ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК АРМЕНИИ
Г.А. Хачатрян, канд. экон. наук, доцент
Армянский национальный политехнический университет
(Армения, г. Ереван)
Аннотация. В статье представлены переменные, влияющие на объемы спроса на воздушные перевозки. Впервые в Армении рассмотрены, изучены и рассчитаны связи изменений объемов воздушных перевозок с изменениями некоторых основных факторов, влияющих на них. Проанализированы методы прогнозирования и планирования объемов перевозок пассажиров с точки зрения обоснования выбора наиболее целесообразного из них. Сделаны предложения о мероприятиях, необходимых для перспективного стратегического развития и расширения аэропорта.
Ключевые слова: перевозка, авиационная подвижность, ВВП, фактор, рост, прогноз.
1. Постановка проблемы. Рост воздушных перевозок во всем мире является одним из надежных индикаторов экономического роста. Улучшение состояния мировой экономики приводит к росту активности населения всех стран и, в конечном счете, увеличению пассажиропотоков. Воздушный транспорт всегда играл и играет важную роль в деле экономического и общественного развития всех стран. Поэтому наличие развитой наземной инфраструктуры гражданской авиации – необходимое условие экономического роста. А для постоянной готовности инфраструктуры, важное значение имеют прогнозы спроса и предложения, предвидение и планирование действительных объемов, формирующихся в результате их совмещения и выравнивания.
2. Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что прогнозирование развития наземной инфраструктуры характеризует перспективные значения количественных показателей, которые подчеркивают необходимость постройки и перестройки объектов аэропортов, для доведения их пропускных способностей до уровней перспективных объемов перевозок. Они также показывают необходимость приведения в соответствие мощностей авиакомпаний, требуемым количествам. Целью данного исследования является раскрытие и анализ тех факторов, от которых в Армении зависят объемы авиаперевозок, величины показателей, векторы их движения, тенденции, т.е. все то, изменение чего можно предсказать, зная ожидаемые изменения влияющих на них факторов, или тенденции изменений прошлого. В экономической науке среди важных и ожидаемых решения проблем, является начертание взаимной связи между показателями развития национальной экономики и воздушными перевозками, выявление влияющих на них переменных. Объектом исследования является рынок воздушных перевозок Армении. Предметом исследования являютя переменные, влияющие на объемы спроса на авиаперевозки. Результаты исследования имеют практическое значение для повышения обоснованности прогнозирования объемов пассажирских авиаперевозок в стране, для появления возможности практически регулировать предложение, направленное на удовлетворение спроса на авиаперевозки. Практической ценностью полученных результатов является возможность их использования для реализации мероприятий в направлении повышения конкурентоспособности аэропортов и авиакомпаний.
3. Анализ последних исследований и публикаций. Прогнозирование объемов пассажирских перевозок – один из аспектов управленческой деятельности для авиакомпаний. На транспорте рассмотрению теоретических и методологических проблем прогнозирования, планирования и развития воздушных перевозок и исследованию вопросов их эффективности посвящены труды А.М. Андронова, А.В. Губенко, Н.Н. Громова, Е.В. Костроминой, Р.Г. Леонтьева, А.Р. Папояна, А.Н. Хижняка и других авторов. Однако многие современные задачи прогнозирования пока остаются не решенными. Анализ работ отечественных и иностранных авторов, посвященных исследованию теоретических вопросов определения спроса населения на перевозки, дает основание для вывода о низком уровне изученности проблемы обоснования объемов пассажирских перевозок. Анализ существующих методов стратегического планирования и прогнозирования как всего транспорта, так и воздушного транспорта не допускает единого решения в вопросе выделения наилучшей модели прогнозирования пассажирских перевозок. «Расчетные объемы пассажирских авиаперевозок отличаются от фактических данных в 1,5-2,0 раза» [1, с. 6].
Согласно принятой классификации [2, с. 6] все методы прогнозирования по степени формализации делятся на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы применяются в тех случаях, когда объект прогнозирования слишком прост или настолько сложен, что аналитический учет влияния многих факторов невозможен, или очень велика неопределенность в имеющихся данных. В таких случаях обращаются к опросам экспертов.
«Одним из вариантов формирования прогноза объемов пассажирских перевозок является прогнозирование на основе обработки временных рядов, которое позволяет получить весьма надежные результаты» [3]. Во время применения временных рядов основой для прогнозирования служит метод экстраполяции будущих тенденций. «Построение ряда данных, характеризующих перспективные объёмы пассажирских авиаперевозок, можно также осуществлять на основе анализа ретроспективного периода. С учётом тенденций развития аэропорта в ретроспективный период можно определить перспективный объём перевозок» [4]. Наипростейший способ прогнозирования объема перевозок – экстраполяция, т.е. предположение, что тенденции прошлого будут действительны и в будущем.
4. Результаты. При анализе рынка пассажирских авиаперевозок и прогнозировании спроса важным показателем является коэффициент авиационной подвижности (КАП) населения. Согласно транспортной стратегии России и концепции развития сети аэропортов, в качестве основного показателя, отражающего эффективность внедрений в данную отрасль, принят коэффициент авиационной подвижности населения. «На 2025 год прогнозная величина данного коэффициента составляет 0,42 в целом по России» [5, с. 4]. В странах Европейского Союза принят метод определения подвижности населения как отношение суммарного количества отправленных и прибывших пассажиров к числу населения. По данным 2008 года «Среди государств – членов СНГ лидирует по подвижности Армения со значением 0,49 (это и понятно, учитывая ее вынужденную изолированность), далее следуют Российская Федерация (0,23), Казахстан (0,18), Азербайджан (0,16) и Молдавия (0,13). Если рассматривать Россию в общеевропейском контексте, то по данному показателю она занимает 28-е место, отставая от Франции и Германии почти в 4 раза» [6, с. 3]. Армения была 23-й среди 38 стран. Кстати, специально для этого исследования данный показатель всех сравниваемых стран был рассчитан по единой методике.
Так как по данному показателю основным соперником Армении является Россия, то целесообразно сравнить армянский коэффициент авиационной подвижности с российским (табл. 1). Как видно из сравнительного анализа, российский показатель долгое время отставал от армянского, но благодаря большой скорости своего роста уже обошел его в 2013 г. Но по итогам 2014 года данный показатель в Армении зафиксировал скачкообразный рост, поднявшись на 11 пунктов или 19 процентов.
Таблица 1. Сравнение воздушных поездок на душу населения в Армении и России
|
|
|
|
А какой должна быть целевая скорость роста авиаперевозок Армении, чтобы до 2020 г. армянский КАП стал равен единице? Динамика показателей населения Армении, перевозок пассажиров и пассажиров на душу населения приведена в таблице 2. Методом последовательных расчетов получаем: чтобы КАП в 2020 г. стал равен единице, годовой рост количества пассажиров должен составлять 8,91%. В этом случае число пассажиров будет равно числу населения страны и их отношение станет равным единице. Однако в этом случае процент роста количества пассажиров высок, потому что численность населения принято стабильным. А в следующем расчете (табл. 3) средний процент годового роста КАП учитывает также уменьшение числа населения, поэтому чтобы иметь коэффициент КАП равный единице до 2020 г. его рост может быть 7,33% в год. Это и есть процент фактического среднего годового роста за последние 10 лет в Армении.
Таблица 2. Динамика показателей населения Армении, перевозок пассажиров и пассажиров на душу населения
Показатель |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Население, тыс. чел. |
3219,2 |
3222,7 |
3230,1 |
3238,4 |
3249,5 |
3262,2 |
3021,4 |
3041,0 |
3017,1 |
3010,6 |
Рост населения, % |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
-7,4 |
0,7 |
-0,8 |
-0,2 |
Пассажир, тыс. чел. |
1158,2 |
1172,1 |
1405,632 |
1506,979 |
1469,242 |
1664,431 |
1674,475 |
1763,383 |
1758,3 |
2082,755 |
Рост пассажиров, % |
2,6 |
1,2 |
19,9 |
7,2 |
-2,5 |
13,3 |
0,6 |
5,3 |
-0,3 |
18,5 |
Пасс-ов на 1чел-ка |
0,36 |
0,36 |
0,44 |
0,47 |
0,45 |
0,51 |
0,56 |
0,58 |
0,58 |
0,69 |
Рост пас-ов на 1 ч, % |
2,9 |
0 |
22,2 |
6,8 |
-4,3 |
13,3 |
9,8 |
3,6 |
0 |
19 |
Таблица 3. Прогнозирование коэффициента авиационной подвижности
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022г . |
2023 г. |
2024 г. |
Прогноз КАП, пассажир |
0,74 |
0,79 |
0,84 |
0,9 |
0,97 |
1,04 |
1,12 |
1,2 |
1,29 |
1,39 |
Метод прогнозирования через коэффициент авиационной подвижности предлагает П.В. Гавко [5, с. 5]. Согласно данному методу объем пассажирских авиапервозок в 2018 г. будет равен:
V= Vз.т. × К=3074300×0,9 = 2766870 пасс.
Объем пассажирских перевозок и численность населения страны, разумеется, взаимно связаны. А каково числовое значение этой связи? Исходные данные приведены в таблице 4.
Таблица 4. Рост населения и пассажиров Армении
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Население, тыс. чел. |
3219,2 |
3222,7 |
3230,1 |
3238,4 |
3249,5 |
3262,2 |
3021,4 |
3041,0 |
3017,1 |
3010,6 |
Рост населения, % |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
-7,4 |
0,7 |
-0,8 |
-0,2 |
Пассажир, тыс. пас. |
1158,2 |
1172,1 |
1405,632 |
1506,979 |
1469,242 |
1664,431 |
1674,475 |
1763,383 |
1758,3 |
2082,755 |
Рост пассажиров, % |
2,6 |
1,2 |
19,9 |
7,2 |
-2,5 |
13,3 |
0,6 |
5,3 |
-0,3 |
18,5 |
Для более наглядного представления взаимной связи двух показателей они приведены на рисунке 1, где видны не только направления и размеры отдельных частей движений показателей, но и общие тенденции движений в целом.
Зависимость объема пассажироперевозок от численности населения страны обратная, но не обратно пропорциональная: количество пассажиров растет не в той мере, в какой уменьшается численность населения. За последнее десятилетие при уменьшении численности населения в среднем на 0,6% в год количество пассажиров растет в среднем на 6,5% в год, т.е. сокращению числа населения на 1% соответствует рост числа пассажиров на более чем 10%. По-видимому эмигрировавшие из страны, уезжают не безвозвратно, а часть из них превращается в постоянных воздушных путешественников между родиной и заграницей. И баланс этих двух тенденций различается в 10 раз.
|
Рис. 1. Зависимость объема перевозок пассажиров от численности населения страны |
В 2014 г. объем перевозок возрос скачкообразно, так как политика открытого неба сняла ограничения сковывающие предложение на рынке. Большой и постоянно растущий спрос удовлетворился возросшим предложением.
Из-за неопределенности в оценке ряда сторон развития авиатранспортной отрасли для исследования рынка, как основа используется упрощенная однофакторная модель – зависимость от величины ВВП, которая также принята в мировой практике. «В среднем, в мировой практике изменению ВВП на 1% соответствует изменение объемов грузовых перевозок примерно на 2%, пассажирских – на 1,6%» [7, с. 4]. Кроме этого, «анализ истории авиации между 1980 и 2000 гг. показывает, что мировая авиация в долгосрочном аспекте представляет собой в значительной мере стабильную и растущую отрасль. Средний годовой прирост пассажиропотоков составлял порядка 6,0% на протяжении этих двух десятилетий, в то время, как ежегодный прирост ВВП составлял около 3%» [1, с. 2]. В России, где с показателем ВВП напрямую связана покупательная способность большой части населения, которая в будущем большее предпочтение даст воздушным путешествиям, посчитали насколько он должен расти для достижения целевой величины коэффициента авиационной подвижности. «Учитывая то обстоятельство, что темпы роста авиаперевозок напрямую коррелируют с темпами роста ВВП и в среднем выше последних на 2-3 процентных пункта, можно ожидать, что для достижения целевого коэффициента, равного 1,0 в 2020 г., требуется соответствующий рост экономики на 9-10% в год» [6, с. 4].
Таким образом, скорость продвижения авиаперевозок в мире намного опережает скорость роста мировой экономики. А в нашей стране наоборот – ВВП рос в 1,5 раза быстрее количества пассажиров (табл. 5), или темпы развития воздушных сообщений в нашей стране отстают в 1,5 раза от темпов роста экономики, вместо того, чтобы превосходить его в два раза. То есть при подчинении мировым закономерностьям, при нормальном ходе развития отрасли и при соответствии международным критериям процент темпов роста авиаперевозок Армении должен был быть в 3 раза больше. Зависимость объема пассажироперевозок от ВВП показана на рисунке 2.
Таблица 5. ВВП Армении, количество авиапассажиров и проценты их роста
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ВВП, млрд драм |
2242,9 |
2656,2 |
3149,3 |
3646,1 |
3141,7 |
3460,2 |
3777,9 |
4000,7 |
4272,9 |
4525,87 |
Рост ВВП, % |
17,6 |
18,4 |
18,6 |
18,8 |
-13,8 |
10,1 |
9,2 |
5,9 |
6,8 |
5,9 |
Пасс-р, тыс. чел. |
1158,2 |
1172,1 |
1405,6 |
1506,97 |
1469,24 |
1664,43 |
1674,4 |
1763,3 |
1758,3 |
2082,75 |
Рост пасс-ов, % |
2,6 |
1,2 |
19,9 |
7,2 |
-2,5 |
13,3 |
0,6 |
5,3 |
-0,3 |
18,5 |
Средний годовой рост пассажиропотоков в Армении за последнее десятилетие составил примерно 6,6%, это при том, что годовой рост ВВП составил около 9,8%. Это значит, что ВВП растет в среднем в 1,5 раза быстрее количества пассажиров. Изменению ВВП на 1% соответствует изменение объемов пассажирских перевозок примерно на 0,7% или в 1,5 раза меньше. Иначе говоря, рост пассажиропотока на 1% происходит при росте ВВП на 1,5%.
|
Рис. 2. Зависимость количества пассажирских перевозок от ВВП |
Значит, для достижения вышеуказанной цели – 8,91% годового роста количества пассажиров – Армении необходим приблизительный рост ВВП на уровне 13,4% в год. ВВП также рос быстрее объема перевозок грузов и почты (табл. 6).
Таблица 6. ВВП Армении и перевозки грузов и почты
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ВВП, млрд драм |
2242,9 |
2656,2 |
3149,3 |
3646,1 |
3141,7 |
3460,2 |
3777,9 |
4000,7 |
4272,9 |
4525,8 |
Вес гр-в и почты, т |
9268 |
9294 |
10010,2 |
10839 |
8406,6 |
8816 |
10033 |
12280 |
10400 |
10400 |
Рост гр-в и поч., % |
0,3 |
0,3 |
7,7 |
8,3 |
-22.4 |
4.9 |
13,8 |
22.4 |
-15,3 |
0 |
Как видно из статистики и расчетов, перевозки грузов и почты растут вместе с ростом ВВП, но со скоростью примерно в 8 раз меньше. Значит, рост ВВП на 1% дает рост грузов и почты на 0,13%. Или рост грузов и почты на 1% может произойти при росте ВВП на 8%.
Также ВВП рос быстрее, чем количество полетов воздушных судов (табл. 7). Зависимость количества полетов воздушных судов от ВВП показана на рисунке 3.
Таблица 7. ВВП Армении и количество полетов воздушных судов
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ВВП, млрд драм |
2242,9 |
2656,2 |
3149,3 |
3646,1 |
3141,7 |
3460,2 |
3777,9 |
4000,7 |
4272,9 |
4525,8 |
Кол-во пол-в |
7398 |
7104 |
8119 |
8791 |
8885 |
10056 |
10149 |
10645 |
8953 |
10553 |
Рост кол-ва полетов, % |
-3,1 |
-4 |
14,3 |
8.3 |
1,1 |
13,2 |
0.9 |
4,9 |
-15,9 |
17,9 |
|
Рис. 3. Зависимость количества полетов воздушных судов от ВВП |
Как видно из статистики и расчетов, количество полетов ВС растет вместе с ростом ВВП, но с меньшей скоростью, примерно в 2,4 раза.
Связи или их отсутствие между ВВП и количествами полетов ВС, перевезенных пассажиров, грузов и почты, пассажирооборотом на собственном парке представлены в числовом выражении в таблице 8.
Таблица 8. ВВП Армении, показатели перевозок пассажиров, грузов и почты, количество полетов ВС и пассажирооборот армянских перевозчиков
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ВВП, млрд драм |
2242,9 |
2656,2 |
3149,3 |
3646,1 |
3141,7 |
3460,2 |
3777,9 |
4000,7 |
4272,9 |
4525,87 |
Рост ВВП, % |
17,6 |
18,4 |
18,6 |
18,8 |
-13,8 |
10,1 |
9,2 |
5,9 |
6,8 |
5,9 |
Пасс-ры армянских перевозч-ов, тыс. чел. |
516 |
467,7 |
570,65 |
646,319 |
701,978 |
756,628 |
523,83 |
400,2 |
78 |
206,5 |
Рост пассажиров армянских перевозч-в, % |
-5,8 |
-9,4 |
22 |
13,3 |
8,6 |
7,8 |
-30,8 |
-23,6 |
-80,5 |
164,7 |
Грузы, почта армянских перевозчиков, т |
3953 |
3867 |
4159 |
4433 |
3813 |
4211 |
3663 |
4400 |
1700 |
— |
Рост грузов, почты арм. перевозчиков, % |
2 |
-2,2 |
7,6 |
6,6 |
-14 |
10,4 |
-13 |
20,1 |
-61,4 |
— |
Полеты армянских перевозчиков, единиц |
— |
— |
— |
— |
8265 |
9475 |
7270 |
6690 |
1270 |
— |
Рост полетов армянских перевозчиков, % |
— |
— |
— |
— |
8265 |
9475 |
7270 |
6690 |
1270 |
— |
Пассажирооборот, млн пасс.км |
959,5 |
822,2 |
993,6 |
1127,1 |
1151,3 |
1278,6 |
951,3 |
725,5 |
120,4 |
336 |
Рост пасс—оборота, % |
-2,5 |
-14,3 |
20,9 |
13,4 |
2,2 |
11,1 |
-25,6 |
-23,7 |
-83,4 |
179,1 |
Пассажирооборот резко уменьшился, потому что данный показатель обычно рассчитывают на основе полетов на собственном парке, а собственный флот в рассматриваемом периоде двигался в направлении банкротства и исчезновения. А рост последнего года обусловлен кратковременной деятельностью авиакомпании «Эйр Армения» с октября 2013 г. по октябрь 2014 г. Все остальные показатели армянского воздушного флота имеют те же направления движений кривых. При отсутствии собственного флота воздушных судов очевидны отрицательные тенденции показателей армянских перевозчиков, поэтому рассчитать величины зависимостей не имеет смысла.
«В развитых странах Европы, с уровнем ВВП в 12—20 тысяч долларов на человека, частота пользования воздушным транспортом лежит в пределах 0,8—1,1 полета в год на душу населения, в США и Канаде, где ВВП на душу населения – 25—30 тысяч долларов, до 1,8—2,0 полетов в год, в развивающихся странах, в зависимости от уровня ВВП и особенностей географического положения – 0,05—0,5 полетов в год» [8, с. 11]. ВВП на душу населения Армении и количество поездок на душу населения приведены в таблице 9, а связь между ними – на рисунке 4.
Таблица 9. ВВП Армении и воздушные поездки на душу населения
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ВВП на душу нас-я, тыс. драм доллар |
697,1 1483 |
824,6 1754 |
976,1 2076 |
1127,4 2398 |
968,5 2060 |
1062,7 2261 |
1252,8 2665 |
1322,9 2814 |
1413,9 3008 |
1503,3 3199 |
Рост ВВП на душу насел-я, % |
17,4 |
18,3 |
18,4 |
15,5 |
-14,1 |
9,7 |
17,9 |
5,6 |
6,9 |
6,3 |
Поездки на душу населения |
0,36 |
0,36 |
0,44 |
0,47 |
0,45 |
0,51 |
0,56 |
0,58 |
0,58 |
0,69 |
Рост поездок на душу нас., % |
2,9 |
0 |
22,2 |
6,8 |
-4,3 |
13,3 |
9,8 |
3,6 |
0 |
19 |
В Армении, которая имеет 3 тысячи долларов ВВП на душу населения, частота пользования воздушным транспортом составляет 0,69. Таким образом, рассматриваемый показатель выше уровня развивающихся стран, но ниже уровня развитых стран Европы. Это означает, что жители Армении, при маленьком ВВП тратят неадекватно большие средства на воздушные поездки, почти столько, сколько тратят богатые жители развитых стран мира. Следовательно, затраты на воздушные поездки занимают слишком большой удельный вес в расходной части семейных бюджетов жителей страны.
|
Рис. 4. Зависимость количества поездок на душу населения от уровня ВВП на душу населения |
ВВП на душу населения растет в 1,4 раза быстрее, чем поездки на душу населения. То есть рост ВВП на душу населения на 1% приводит к росту поездок на душу населения на 0,7%. Или рост на 1% поездок на душу населения происходит при росте ВВП на душу населени на 1,4%.
Итак, количество пассажиров растет со скоростью в 1,5 раза меньше, чем ВВП, количество пассажиров – в 1,6 раза медленнее ВВП на душу населения, количество поездок на душу населения – медленнее ВВП в 1,3 раза, а количество поездок на душу населения – медленнее ВВП на душу населения в 1,4 раза. То есть разница в скоростях – в 0,1-0,3 раза – происходит за счет уменьшения численности населения. Месячный доход на душу населения Армении и годовое количество поездок на душу населения приведены в таблице 10, а связь между ними – на рисунке 5.
Таблица 10. Доходы и поездки на душу населения в Армении
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Доход на душу населения, тыс. др/месяц |
15,949 |
18,446 |
22,287 |
26,866 |
28,038 |
31,553 |
34,206 |
39,056 |
42,404 |
— |
Рост дохода на душу населения, % |
10,4 |
15,7 |
20,8 |
20,6 |
4,4 |
12,5 |
8,4 |
14,2 |
8,6 |
— |
Поездки на душу населения |
0,36 |
0,36 |
0,44 |
0,47 |
0,45 |
0,51 |
0,56 |
0,58 |
0,58 |
0,69 |
Рост поездок на душу населения, % |
2,9 |
0 |
22,2 |
6,8 |
-4,3 |
13,3 |
9,8 |
3,6 |
0 |
19 |
|
Рис. 5. Зависимость количества поездок на душу населения от дохода на душу населения |
|
Доход на душу населения растет в 2 раза быстрее, чем поездки на душу населения. Значит, рост дохода на душу населения на 1% дает рост поездок на душу населения на 0,5%. Рост количества поездок на душу населения на 1% происходит в условиях роста дохода на душу населения на 2%.
Месячный доход на душу населения Армении и общее количество авиапассажиров приведены в таблице 11, а связь между ними – на рисунке 6.
Таблица 11. Доход на душу населения и общее количество пассажиров Армении
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Доход на душу нас., тыс. др./мес. |
15,949 |
18,446 |
22,287 |
26,866 |
28,038 |
31,553 |
34,206 |
39,056 |
42,404 |
— |
Рост дохода на душу насел., % |
10,4 |
15,7 |
20,8 |
20,6 |
4,4 |
12,5 |
8,4 |
14,2 |
8,6 |
— |
Пассаж., тыс. чел. |
1158,2 |
1172,1 |
1405,6 |
1506,9 |
1469,2 |
1664,4 |
1674,4 |
1763,3 |
1758,3 |
2082,7 |
Рост пасс-ов, % |
2,6 |
1,2 |
19,9 |
7,2 |
-2,5 |
13,3 |
0,6 |
5,3 |
-0,3 |
18,5 |
|
Рис. 6. Зависимость числа пассажиров от дохода на душу населения |
Доход на душу населения в год, растет примерно в 2 раза быстрее количества пассажиров. То есть рост дохода на душу населения на 1% дает рост количества пассажиров примерно на 0,5%. Рост количества пассажиров на 1% происходит в случае роста дохода на душу населения примерно на 2%.
Примечательно, что большие проценты зависимостей общего числа пассажиров и числа поездок на душу населения от дохода на душу населения, обусловлены тем, что из-за недоступности статистических данных о доходах за последний год, не учтен и резкий подъем показателя пассажирских перевозок, что, несомненно, уменьшило бы большие числовые значения процентов.
Прогнозы, сделанные на основании тенденций изменений, приведены на рисунке 7. Согласно им, количество пассажиров дойдет до уровня 2,5 млн примерно в 2020 г., 3 млн – в 2025 г., а 3,5 млн – в 2030 г. Количество пассажиров сравняется с численностью населения и коэффициент поездок на душу населения станет равным единице примерно в 2024 году.
5. Выводы. В результате расчетов получены прогнозные величины перевозок пассажиров (рис. 12), которые показывают, что для перспективного стратегического развития и расширения аэропорта Звартноц города Еревана необходимо осуществить следующие мероприятия: до 2020 г. увеличить пропускную способность зала посадок, а до 2030 г. увеличить пропускную способность зала регистрации пассажиров, так как в эти сроки они достигнут пределов своих расчетных пропускных способностей, соответственно 2,5 млн и 3,5 млн пассажиров в год. Отметим, что данные сроки получены по расчетам самых скромных процентов роста, т.е. эти события могут произойти и в более ранние сроки. По данным в таблице 3 и формуле (1) рубеж 2,5 млн пассажиров будет достигнут в 2017 г., а 3,5 млн – в 2022 г.
|
Рис. 7. Прогнозы количеств пассажиров и поездок на душу населения |
Сокращению числа населения на 1% соответствует рост числа пассажиров на более чем 10%. В Армении ВВП растет в среднем в 1,5 раза быстрее количества пассажиров, т.е. скорость развития воздушных сообщений в 1,5 раза отстает от скорости развития национальной экономики. И это притом, что в масштабе всего мира количество пассажиров растет в 1,5-2 раза быстрее ВВП. У нас, изменению ВВП на 1% в среднем соответствует изменение объемов пассажирских перевозок примерно на 0,7%. ВВП на душу населения в год растет в 1,6 раза быстрее количества пассажиров. Годовой доход на душу населения растет примерно в 2 раза быстрее, чем количество пассажиров. ВВП растет в 1,3 раза быстрее, чем количество пассажиров на душу населения. ВВП на душу населения растет в 1,4 раза быстрее, чем количество пассажиров на душу населения. Доход на душу населения растет примерно в 2 раза быстрее, чем количество пассажиров на душу населения. Рост ВВП на 1% дает рост количества грузов и почты на 0,13%. Скорость роста количества полетов ВС отстает от скорости роста ВВП примерно в 2,4 раза.
Библиографический список
1. Лобов И.Г. Совершенствование методов прогнозирования и стратегического планирования пассажиропотоков на воздушном транспорте: на примере Северо-Западного региона. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук /08.00.05/. СПб, 2009.
2. Сулейманов Р.В. Прогнозирование пассажирских авиаперевозок в регионе с учетом особенностей конкурентной среды (На примере Дальневосточного региона): Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.13: М., 2002.
3. Правдин Н.Н., Негрей В.Я. «Прогнозирование пассажирских перевозок». – М, Транспорт, 1980.
4. Итоги науки и техники. Воздушный транспорт. Том 12 / Под ред. И.Ф. Васина. – М., 1984.
5. Гавко П.В. Комплексный подход к прогнозированию спроса на пассажирские авиаперевозки // Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал». №19, 2011. – http://www.e-magazine.meli.ru/ Vipusk_19/258_ v19_Gavko.doc .-26.01.15.
6. Руднев С. Авиационная подвижность населения России. – АТО.ru, деловой авиационный портал, N 113, октябрь, 2010. – http://www.ato.ru/content/aviacionnaya-podvizhnost-naseleniya-rossii. 3.02.15.
7. Самойлов И., Страдомский О. Жизнь проверяет прогнозы. – АТО.ru, деловой авиационный портал. №45, март-апрель, 2003. – http://www.ato.ru/content/zhizn-proveryaet-prognozy. – 06.01.15.
8. Комаристый Е.Н. Информационно-модельный комплекс для исследования рынка гражданских авиаперевозок / Отв. ред. М. В. Лычагин. ⎯ Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006.
ANALYSIS OF AIR TRAFFIC VOLUMES DEPENDENCIES FACTORS OF ARMENIA
G.A. Khachatryan, candidate of economic sciecnces, associate professor
National politechnical university of Armenia
(Armenia, Yerevan)
Abstract. The article presents the variables affecting the volume of demand for air travel. For the first time in Armenia reviewed, studied and calculated relationship of changes in air traffic with the changes of some basic factors influencing them. Analyzed the methods of forecasting and planning volume of passenger traffic in terms of justification the choice of the most appropriate one. Made proposals for activities necessary for long-term strategic development and expansion of the airport.
Keywords: carriage, air mobility, GDP, factor, growth, forecast.