Дегальцева Ж.В. Актуальные вопросы учета государственной поддержки в рамках кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей / Ж.В. Дегальцева, Л.А. Браташова // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №9. — С. 46-49.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОДДЕРЖКИ В РАМКАХ КРЕДИТОВАНИЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

 

Ж.В. Дегальцева, канд. экон. наук, профессор

Л.А. Браташова, магистрант

Кубанский ГАУ

(Россия, г. Краснодар)

 

Аннотация. Статья посвящена государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; определены особенности учета государственной помощи в рамках кредитования сельхозтоваропроизводителей.

Ключевые слова: сельское хозяйство, инвестиции, государственная помощь, кредитование, финансирование, бухгалтерский учет, налоговый учет

 

 

Важным условием функционирования каждой организации является ее обеспеченность собственным капиталом. Сельское хозяйство в силу своей специфики можно отнести к производству с преимущественно неравномерным кругооборотом средств [1]. В этой связи большинство хозяйствующих субъектов данной отрасли регулярно привлекают заемные ресурсы, как для формирования оборотного капитала, так и для осуществления инвестиций в основной капитал.

Однако есть некое противоречие между риском невозврата кредитных средств по причинам, не зависящим от деятельности аграрного формирования (стихийные бедствия, кризис, запрет на вывоз продукции и т. п.) и необходимостью использования внешних источников финансирования из-за особенностей производственного цикла. Данные обстоятельства определяют необходимость активного государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области получения и выплаты кредитов.

Согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. на финансирование мер по кредитованию и возмещению процентной ставки сельскохозяйственным производителям в 2015 г. выделено свыше 50 млрд. руб., следует отметить, что данная статья расходов относится к одной из самых затратных в рамках данной программы. Объем финансирования рассматриваемых мер государственной поддержки за 10 лет представлен на рисунке.

В Краснодарском крае на эти цели предусмотрено 30715 млн. руб., причем 30198 млн. руб. – за счет федеральных средств и 617 млн. руб. – за счет средств краевого бюджета [3, 9].

При получении кредита и, особенно, при подаче заявки на возмещение части процентной ставки по обслуживанию кредитов важно все правильно документально оформить

 

 

Рисунок. Объем финансирования мер по кредитованию и возмещению процентной ставки сельскохозяйственным организациям, млн. руб.

 

Если имеется уверенность в том, что организация имеет право на получение субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), необходимо подготовить заявку и соответствующие документы для подачи в региональный орган управления АПК. С перечнем документов сельскохозяйственные товаропроизводители могут ознакомиться на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в разделе «Нормативные документы. Субсидирование и финансирование». Основными документами являются:

 заявление о предоставлении субсидии;

 лист согласования;

 справка-расчет причитающихся сумм субсидии;

 справка об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате на 1 число месяца, в котором подано заявление о предоставлении субсидии, подписанная руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенная печатью заявителя (при ее наличии);

 расшифровка выручки по видам деятельности [4].

Отметим, что в 2015 г. изменилась форма расчетов причитающихся сумм субсидии, и поэтому те организации, которые раньше подавали документы на возмещение по данной подпрограмме при последующих подачах должны рассчитывать суммы по новым формам, вне зависимости от того какого года проценты будут возмещаться.

Пакет документов может различаться в зависимости от вида кредита или займа, по которому будет получена субсидия: краткосрочные (до 1 года), инвестиционные. Инвестиционные, в свою очередь, могут подразделяться: на полученные для приобретения техники, оборудования, на приобретение племенной продукции, племенного материала, на закладку многолетних насаждений и виноградников, на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов АПК [6, 8, 10].

После подачи документов, государственный орган проверяет их полноту и достоверность, регистрирует заявление о предоставлении субсидии с прилагаемыми документами, рассматривает документы, направляя межведомственные запросы, и выводит принятие решения и заключения соглашения. Затем оформляются платежные документы для зачисления средств на расчетный счет организаций.

При принятии документов уполномоченное лицо должно выдать организации Уведомление о принятии заявления к рассмотрению, которое находится в нижней части бланка заявления под линией отреза.  После проверки всего пакета, результатом административной процедуры является регистрация приказа или направление заемщику письменного уведомления об отказе в предоставлении субсидии с указанием причины отказа.

При отражении государственной помощи в бухгалтерском учете, организации должны руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утверждённым приказом Минфина от 16.10.2000 г. № 92н. Согласно данному положению субсидии могут учитываться двумя способами: по мере возникновения задолженности (метод начисления) и по мере фактического поступления бюджетных средств (кассовый метод). Первый способ подразумевает возникновение дебиторской задолженности по отношению к бюджету с использованием счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетом 86 «Учет государственной помощи». По мере поступления бюджетных средств, счет 76 должен закрываться [1, 5].

Второй способ не отражает появление задолженности за бюджетом, поступившие на счет аграрного формирования средства, сразу относятся на 86 счет [7].

По мнению автора, организациям целесообразней применять первый способ. Так, организация может получить одобрение на получение субсидии в одном отчетном периоде, а средства поступят на счет в другом (госоргану дается на подготовку 25 дней) и субъекты, применяющие метод начисления, отразят в своей отчетности данный факт хозяйственной жизни, а субъекты, использующие кассовый метод, могут исказить свою отчетность не отразив задолженности за бюджетом, тем самым ухудшив свое финансовое состояние в глазах заинтересованных пользователи бухгалтерской отчетности.

Списание поступивших субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам происходит в тот отчетный период, когда денежные средства поступили на расчетный счет. Так как организации возмещают уже уплаченные проценты по кредитам и займам доходы от средств целевого финансирования относятся на 91 «Прочие доходы и расходы», а не отражаются как доходы будущих периодов на счете 98 «Доходы будущих периодов». Если приказ на получение государственной поддержки издан, но средства на счет в текущем отчетном периоде не поступили, 86 «Учет государственной помощи» счет закрывается списанием суммы государственной помощи на счет 98 «Доходы будущих периодов». При последующем поступлении субсидий доходы будущих периодов относятся на доходы текущего периода и списываются в дебет субсчета 91-1 «Прочие доходы».

Согласно статье 251 Налогового Кодекса РФ [2] организации, находящиеся на общей системе налогообложения (ОСНО), при определении налогооблагаемой базы могут не учитывать доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиками в рамках целевого финансирования. Однако целевым финансированием в рамках данной статьи для коммерческих организаций признаются лишь средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах. Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не целевым финансированием не признается. Таким образом, субсидии, поступившие на возмещение процентной ставки по краткосрочным, либо другим кредитам (займам) включаются в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль организации.

Организации, применяющие специальный налоговый режим – единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), доходы, полученные от государства в виде средств целевого финансирования, учитывают для определения налогооблагаемой базы также как и организации, находящиеся на ОСНО. Следует отметить, что единственным методом признания доходов и расходов в ЕСХН является кассовый.

Таким образом, организации, выбравшие в качестве метода принятия государственной помощи к бухгалтерскому учету – метод начисления, в целях налогообложения, всё равно, обязаны учитывать доход от поступления субсидии в момент её перечисления на расчетный счет, что повлечет за собой образования временных разниц в учете. Поэтому для сближения бухгалтерского и налогового учета организациям, уплачивающим ЕСХН, можно посоветовать выбрать кассовый метод при принятии к учету государственной помощи.

В завершении отметим, что еще с 2014 г. в Министерстве сельского хозяйства РФ ведутся дискуссии по поводу того, чтобы перейти на систему авансирования субсидий сельхозпроизводителям [3, 4]. То есть, чтобы субсидии, покрывающие процентную ставку по кредитам, выплачивались напрямую банкам по заявлению организации. Данные предложения позволят аграриям не отвлекать собственные оборотные средства, оплачивая только не субсидируемую часть процентной ставки, а также с них будет снята нагрузка в виде сбора документов для получения господдержки. Однако пока существующие предложения не обрели официальную форму и не были приняты Минсельхозом, процесс получения государственной помощи по возмещению процентной ставки остается неизменным.

 

Библиографический список

1. Дегальцева Ж.В. Кластерная стратегия развития региональной системы управления АПК / Ж.В. Дегальцева // В сборнике: МАТЕРИАЛЫ III ВСЕРОССИЙСКОГО СИМПОЗИУМА ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ сборник докладов. Ответственный редактор А.И.Татаркин. Екатеринбург, 2015. С. 48-51.

2. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: [федер. закон:  по состоянию на 13.07.2015 г.]. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2015.

3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dsh.krasnodar.ru/.

4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx.ru/.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 г. № 92н.

6. Ремезков А.А. Краснодарский край: эффективное взаимодействие власти и бизнеса / А.А.Ремезков // Русский инженер. 2010. № 24. С. 9.

7. Ремезков А.А. Роль государства в развитии интеграционных связей / А.А. Ремезков, В.В. Говдя, Ж.В. Дегальцева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2004. № 7. С. 117-131.

8. Ремезков А.А. Эффективность государственной поддержки сельского хозяйства / А.А. Ремезков // Труды государственного аграрного университета. 2006. № 2. С. 24-30.

9. Юняева Р.Р. Оценка эффективности государственной поддержки системы кредитования сельскохозяйственных предприятий / Р.Р. Юняева, Ю.Ю. Частухина, Г. И. Курмаева // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 647-651.

10. Shulepina S.A. Features implementation of controlling in management system of householding organization / S.A. Shulepina, Zh.V. Degaltseva // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 1-2. С. 228-229.

 

 

ACCOUNTING ISSUES OF STATE SUPPORT

UNDER THE LOAN AGRICULTURAL PRODUCERS

 

ZV Degaltseva, candidate of economic sciences, professor

LA Bratashova, graduate student

Kuban state agrarian university

(Russia, Krasnodar)

 

Abstract. The article is devoted to the state program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food; The features of accounting of state aid within the agricultural lending

Keywords: agriculture, investment, government assistance, loans, financing, accounting, tax accounting