Шодиев О.А. Акцизное налогообложение в республике Узбекистан: перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2015. — №2. — С. 82-84.

 

АКЦИЗНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

О.А. Шодиев, старший преподаватель

Ташкентский финансовый институт

(Узбекистан, г. Ташкент)

 

Аннотация: Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. По своему содержанию акцизы являются косвенными налогами для потребителя.

Ключевые слова: акцизный налог, плательщики акцизного налога, доходы государственного бюджета, косвенное налогообложение, перечень подакцизных товаров.

 

 

Проблемы совершенствования акцизного налогообложения в настоящее время являются чрезвычайно актуальными. Акцизы по-прежнему остаются причинами дебатов в парламенте, широко обсуждаются в прессе, но, к сожалению, в отечественных научных журналах и публикациях этот вопрос обходится стороной. Как это ни печально, но на данный момент существует лишь небольшое количество научных работ, подводящих теоретические основы для научно-обоснованного налогообложения в этой области. Очевидно, что такое положение дел приводит к противоречивому законодательству. Возможно, что это объясняется тем, что акцизы являются относительно новым явлением в нашей экономике. В связи с этим, исследование основных направлений совершенствования акцизного налога в Узбекистане и выработка решений по спорным вопросам с точки зрения как теоретических аспектов косвенного налогообложения и налогового администрирования, так и исследования и анализа мирового опыта, представляется весьма целесообразным.

Акциз представляет собой разновидность косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления (а также услуги), включается в цену продукта (или тарифы на услуги) и перекладывается, таким образом, на конечного потребителя. Акцизный налог используется в качестве одной из основных форм косвенного налогообложения в ряде государств, находящихся на различных этапах экономического развития. Вместе с тем, акцизный налог получил широкое распространение в современном мире. Основной причиной широкого распространения акцизного обложения со времен глубокий древности и до наших дней являются его ощутимые фискальные выгоды и высокая скорость их получения.

Термин «акциз», по мнению ряда исследователей, происходит от голландского «exijs» (от старофранцузского «accise»), означавшего «оценка для налогообложения». Также существует мнение о том, что слово «акциз» могло произойти от латинского «accidere», («вырезать», «отрезать»), что означало засечки на специальной палке, использовавшейся для измерения количества напитка в сосуде в целях налогообложения.

Акцизы были одним из первых налогов вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для его взимания.

В Узбекистане акцизный налог был введен в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 15 февраля 1991 года.

В настоящее время акцизный налог взимается и регулируется статьями 229-241 Налогового кодекса Республики Узбекистан. Согласно статьи 229 Налогового кодекса, плательщиками акцизного налога являются юридические и физические лица:

 производящие товары, облагаемые акцизным налогом (подакцизные товары) на территории Республики Узбекистан;

 импортирующие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Узбекистан;

 товарищ (участник) договора простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества, при производстве простым товариществом подакцизного товара.

По отдельным видам подакцизных товаров по решению Президента Республики Узбекистан плательщиком акцизного налога может быть определено лицо, не являющееся производителем подакцизных товаров.

Как известно сущность и природа индивидуального акциза сходна с универсальным акцизом налогом на добавленную стоимость, налогом с оборота, налогом с продаж. Отличительной же особенностью индивидуальных акцизов является то, что взимается они лишь с определенных товаров.

Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Акцизный налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы на единицу продукции или в процентах от стоимости товара, эта мера дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы. Еще в 1666 г. французский экономист Ф.Дэмэзон отмечал, что акциз «способен один принести казне столько же и даже больше, чем все другие налоги» [1].

На сегодняшний день, удельный вес акцизного налога составляет значительную часть доходов государственного бюджета Республики Узбекистан. На рисунке представлена динамика изменения доли акцизного налога в структуре бюджете страны.

 

 

Рис. Доля акцизного налога в доходах государственного бюджета

(в % к доходам государственного бюджета без доходов целевых фондов) [3]

 

 

Существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями. Налогообложение может отчасти воспрепятствовать потреблению потенциально опасных товаров, таких как табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы. Такие косвенные выгоды могут стать побочным результатом налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений. Для достижения этой цели акцизы должны быть, вопервых, просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Например, перечень подакцизных товаров в Узбекистане состоит из 14 видов товаров (работы и услуги не облагается акцизным налогам).

Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Некоторые страны имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах. Нелегальное производство, в особенности чисто кустарное производство алкогольных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки.

В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).

В заключение необходимо отметить, что исследовав теоретические аспекты акцизного налога, мы пришли к следующим кратким выводам:

 акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходный период;

 акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе;

 совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения государственного бюджета;

 основными принципами реформирования акцизного налогообложения является установление таких правил их уплаты, которые бы в максимальной степени ограничило возможность ухода от налогообложения.

 

Библиографический список

1. Малов В.Н., Кольбер Ж.Б. Абсолютистская бюрократия и французское общество. М., 1991. 90 с.

2. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. –Т.: «Адолат», 2015 г.

3. Постановления Президента Республики Узбекистан о параметрах государственного бюджета.

 

 

EXCISE TAX IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN:

DEVELOPMENT PROSPECTS

OA Shodiev, senior lecturer

Tashkent Financial Institute

(Uzbekistan, Tashkent)

Abstract: Taxes should be one of the main instruments of the state-tion regulation of the economy, the processes of production, distribution and consumption. With the possible regulation of the consumption tax. For example, such a tax, as the Ak-HIC, affect demand and purchasing power in relation to those goods which are subject to this tax. By their nature, the excise tax is an indirect tax to the consumer.

Keywords: the excise tax, excise tax payers, revenue of the sovereign-government budget, indirect taxation, the list of excisable goods.