Малеваная Н.А. Влияние Китая на ассоциацию стран Юго-Восточной Азии // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №10. – С. 69-72.

ВЛИЯНИЕ КИТАЯ НА АССОЦИАЦИЮ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

 

Н.А. Малеваная, студент

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению аспектов взаимодействия Китая и стран АСЕАН. Рассмотрена стратегия Китая в отношении стран интеграционного объединения и выявлены основные факторы влияния Китая. Описаны позитивные и негативные последствия влияния Китая на Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии.

Ключевые слова: АСЕАН, влияние Китая, экономическое сотрудничество, интеграция, стратегия Китая.

 

 

 

 

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — интеграционная группировка, целью которой является активное политическое и экономическое сотрудничество. Объединение открыто взаимодействует со странами граничащими, но не входящими в Ассоциацию. Наиболее популярным форматом взаимодействия является форма «АСЕАН+1», когда переговоры ведутся с Китаем.

Китай – ключевой игрок в азиатском регионе, который не только укрепляет свои внешнеэкономические и внешнеполитические позиции путем взаимовыгодного сотрудничества, но и стремится диктовать свои условия игры, позиционируя себя в качестве лидера.

Актуальность исследования состоит в том, что взаимоотношения АСЕАН и Китая представляют интерес и оказывают немалое влияние на мировое сообщество и обстановку в АТР.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии образована в 1967 году. Если в первом десятилетии существования организации внимание уделялось преимущественно политическим целям, то дальнейшее развитие определило другую расстановку приоритетов. Таким образом, вместе с намерением либерализации торговли внутри региона группировка стала активно практиковать форматы взаимодействия – «АСЕАН+3» и «АСЕАН+6». Неизменным партнером интеграционного объединения оставался и остается КНР [1, c. 280].

Официальные отношения между АСЕАН и Китаем были установлены в 1991 году. За период 1994-1996 гг. из «консультативного партнера» Китай эволюционировал в «партнера по диалогу». Емкий внутренний рынок, обширный производственный и научно-технический потенциал послужили стимулом для Китая в усилении связей и сотрудничестве со странами АСЕАН [6].

На современном этапе развития общества все большую роль начинает играть политика «умной силы», активно используемая Китаем. Концепция «умной силы» предполагает гармоничное сочетание «жесткой» и «мягкой» составляющих. Новый центр влияния, сформированный КНР в последние десятилетия, в какой-то мере подвержен дефициту инструментов «мягкой силы» по причине отсутствия некой линейности в формировании ее методов [3, c. 94]. Указанный недостаток, в частности, проявляет себя во взаимоотношениях с группировкой АСЕАН.

Историческое единое прошлое стран, включенных в объединение, формирует «эффект колеи», который позволяет решать вопросы более согласованно. Политика «умной» силы находит более эффективное применение.

Таким образом, в тенденции влияния Китая на АСЕАН роль играют как фактор модифицированной политики, объединяющей «жесткую» и «мягкую» виды, с «эффектом колеи», так и дефицит переговорных мер и политики убеждения в Китае.

Основным инструментом воздействия Китая на регион Юго-Восточной Азии остается экономическое сотрудничество. Ярким примером можно считать намерения Китая увеличить объемы торговли с Малайзией до 160 миллиардов долларов к 2017 году. Можно говорить о том, что для страны Пекин является основным торговым партнером, что верно и для всего интеграционного объединения [7].

Тенденции включения новых инструментов политической игры можно проследить с 1989 года, когда Китай начал применять концепцию «добрососедства», охватывающую вопросы региональной стабильности, экономической кооперации, безопасности в регионе.

Дополнительным условием успеха влияния Китая в регионе являются долгая история экономических взаимоотношений с государствами-членами АСЕАН и четкое понимание важности разделения экономических вопросов от территориальных претензий.

Однако нельзя оценивать отношения Китая и стран объединения как гармоничные. Дополнительным фактором влияния на страны интеграционного объединения остается США. По причине соперничества в Азиатском регионе Китая и США страны АСЕАН подвержены политической поляризации. Если ранее в КНР отмечалось толерантное отношение к американским партнерам, то сейчас тренд претерпевает изменения. «Белая книга военной стратегии Китайской народной республики-2015» изменила риторику от пропаганды региональной безопасности в сторону национальной безопасности Китая. Чрезмерная активность США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) способствует обеспокоенности как Китая, так и стран-участниц АСЕАН [3, c. 101].

Основным антикитайским последователям среди членов АСЕАН остаются Филиппины, сторонником КНР является Таиланд [2]. Несмотря на активное соперничество двух крупнейших экономик мира за сферы влияния, Китай находится в более выигрышном положении ввиду его географической близости и фактически общих границ с участниками объединения.

Отягчающим обстоятельством, которое не позволяет Китаю вывести отношения с АСЕАН на новый уровень, является вынужденное продолжение Си Цзиньпином жесткой линии Ху Цзиньтао. Позиция ключевых интересов в Южно-Китайском море, провозглашенная Цзигьтаю, создает антикитайские настроения в южной части Ассоциации, хотя в настоящее время государство интересуют не только углеводороды [2].

Предположительным стремлением Китая является создание новой «великой восточноазиатской сферы сопроцветания» путем экономической и демографической экспансии. Мощным преимуществом страны служит сосредоточение основной части богатств Юго-Восточной Азии в руках этнических китайцев.

Самым негативным сценарием для АСЕАН является вхождение организации под полное влияние Китая в политическом и экономическом планах [8].

Стоит отметить, что Китай довольно принципиален в вопросах сохранения суверенитета и продолжает отстаивать акваторию Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей. В частности, на современном этапе эволюции отношений с АСЕАН, после кризиса 2008 года, немалую огласку получил конфликт, связанный с выловом рыбы на спорных территориях.

В связи с увеличением присутствия США в ЮВА, стороны диалога были вынуждены достигнуть консенсуса в вопросе сохранения собственных позиций в проблемном регионе. Однако подписание «Руководящих принципов по внедрению в практику положений Декларации 2002 г., в которых обязательства носили обязательный характер, привели к последствиям разного рода.

В 2012 году впервые за историю АСЕАН не была ратифицирована совместная декларация, касающаяся совместной позиции стран по проблемам региона. Камбоджа стала противником подписания документа. По экспертному мнению, основным фактором давления на страну был признан Китай [3, c. 113].

Смягчение торговых барьеров, документально подтвержденное в 2005 году, привело не только к кооперации сторон, но и повышению конкуренции (как в области трудоемкой продукции, так и к соперничеству за рынки третьих стран), а также частичному давлению экспорта со стороны Китая. Например, Индонезия и Вьетнам, как наименее экономически развитые члены группировки, ощущают негативное влияние на сферы производства.

Существует вероятность превращения стран-членов Ассоциации в сырьевые придатки КНР. Неравномерность притока прямых иностранных инвестиций между партнерами процесса (АСЕАН инвестирует КНР в больших объемах) способствует созданию горизонтальной сети специализации. Если более развитые страны объединения становятся в таком случае своеобразными «цехами», то наименее развитые участники представляются аграрно-сырьевыми компонентами [1, c. 175].

Стоит заметить, что в 2015 году наблюдается снижение числа импортируемых единиц из основных партнеров Китая среди АСЕАН, за исключением Вьетнама. Наиболее значительные сокращения произошли в Сингапуре (-10,6%) и Индонезии (-18,8%) [4]. В 2016 году экономические связи Китая и АСЕАН вновь попали в понижательный тренд. Наиболее значительное снижение наблюдалось в Малайзии, Сингапуре и Вьетнаме [5]. Тенденция сигнализирует об ослаблении связей КНР с Ассоциацией и нарастании конфликта в Южно-Китайском море.

Обеспокоенность вызывают взаимоотношения Китая и Вьетнама. Взаимодействие двух стран проходит в режиме сотрудничества и противостояния. По данным статистики, в 2015 году прирост импорта Китая из Вьетнама составил 49%. Общий товарооборот возрос на 14,6% [4]. По итогам встречи президента СРВ Чыонг Тан Шанга и председателя КНР Си Цзиньпина, к 2017 году страны договорились способствовать увеличению объемов товарооборота. С другой стороны, притязания Китая на 90% акватории Южно-Китайского моря не могли остаться незамеченными Вьетнамом, и в 2015 году ситуация обострилась.

Кроме того, нельзя игнорировать тот факт, что Китай является первым партнером АСЕАН по объему товарооборота. Зависимость участниц Ассоциации дополняется тем, что КНР финансирует фонд сотрудничества АСЕАН – Китай, средства из которого фактически спонсируют дальнейшее развитие интеграции.

Таким образом, неоднозначная политика Китая частично несет негативные последствия для АСЕАН во всех сферах сотрудничества. Сокращение товарооборота, наблюдаемое в настоящее время, требует частичной переориентации внешнеэкономической политики членами Ассоциации. Сложная геополитическая ситуация в регионе указывает на необходимость осуществления продуманной и осторожной политики участниками группировки. При понимании основных тенденций смены сфер влияния в регионе, осуществляемой США и КНР, у стран АСЕАН есть возможность сохранить некую степень нейтралитета и строить диалог со всеми участниками максимально продуктивно.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что «политика умной силы», используемая Китаем в Юго-Восточной Азии, имеет неоднозначные последствия для группировки АСЕАН. Негативный аспект проблемы состоит в повышенной возможности воздействия Китая на политические решения интеграционного объединения. Нейтральным следствием, имеющим некую пользу для АСЕАН, можно считать большую степень понимания внешней политики Китая в отношении объединения. Кроме того, нельзя отрицать несогласованность мнений и действий среди участников АСЕАН, которая только усиливается благодаря вмешательству Китая.

Можно говорить о необходимости формирования единой позиции в отношении Китая. Также обязательным условием успешного диалога сторон является сохранение переговорного стиля «партнер-партнер». Политика «мягкой силы», превалирующая в действиях КНР в данный момент, предлагает возможности своеобразного тайм-аута для членов интеграционной группировки, когда основными задачами АСЕАН останутся разрешение внутренних противоречий, разработка мер эффективных политического и экономического курсов, оптимальное решение вопроса сотрудничества между государствами-членами и лидером региона.

Таким образом, можно заключить, что Китай является сложным партнером для интеграционной группировки. Только грамотное обсуждение вопросов среди участников объединения и согласованные действия и решения, отвечающие общим тенденциям единой политики, могут нивелировать механизм воздействия риторики КНР.

 

 

 

 

Библиографический список

1. Васильев Л.Е. АСЕАН в начале 21 века. – М: ИД «Форум», 2010 – 368 с.

2. Лузянин С.Г. Китай в Юго-Восточной Азии: стратегический «капкан» или ресурс возвышения? 2013. Режим доступа: http://old.mgimo.ru/news/experts/document238309.phtml

3. Михневич С.В. Конкуренция и сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе / Вестник международных организаций. – 2016. – №1.С. 92-120.

4. Обзор внешнеэкономической деятельности Китая за 2015 г. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/ved_cn/

5. Обзор: стабилизация российско-китайской торговли на фоне резкого падения экспорта западных стран в Китай, Журнал: «Южный Китай», 2016, Режим доступа: http://south-insight.com/t2016

6. Петрунина Ж.В. Экономическое взаимодействие Китая и стран АСЕАН в 21 веке, Журнал «Теория и практика общественного развития», 2014 Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/2/istoriya/petrunina.pdf

7. Усов И.В. Об усилении влияния Китая в Юго-Восточной Азии, 2013, Режим доступа: http://riss.ru/analitycs/4123/

8. Храмчихин А. Китайский фактор АСЕАН, 2012. – Режим доступа: http://vpk-news.ru/articles/13665

9. Что есть, что в мировой экономике, Словарь-справочник, М: ИД ВШЭ, 2012 – 328 с.

 

 

CHINA’S INFLUENCE ON THE ASSOCIATION OF SOUTHEAST ASIAN NATIONS

 

N.A. Malevanaya, student

National research university «Higher school of Economics»

(Russia, Moscow)

 

Abstract. The article is devoted to consideration the aspects of interaction between China and ASEAN member states. The strategy of China is considered concerning countries of integration association and the main factors of China’s influence are found. Positive and negative consequences China’s influence are described relating to The Association of Southeast Asian Nations.

Keywords: ASEAN, China’s influence, economic cooperation, China’s strategy.